Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Одержимость » Основные материалы

Диббук - еврейская версия одержимости злыми духами

Иллюстрация для фильма "Диббук"Диббук (идиш דיבוק — ди́бэк, от иврит — прилепившийся) — злой дух в ашкеназском еврейском фольклоре, являющийся душой умершего злого человека.

Душа-диббук не может расстаться с земным существованием из-за своих преступлений (например, самоубийства) и ищет живой организм, в который может вселиться. Концепция диббуков похожа на демонов и духов, которых изгоняют в Католической Церкви в процессе экзорцизма. Предполагается, что душа, которая в своей земной жизни не закончила своё предназначение, может завершить его в форме диббука. Концепция диббуков упоминается в каббалистической литературе с XVII века.

Диббук изгоняется цадиком и десятью другими членами еврейской общины, которые при этом одеты в погребальные рубашки. При процедуре изгнания диббука сжигают ароматные вещества, читают молитвы и трубят в шофар.

Описание Диббука полностью соответствует тому, что называется одержимостью бесами. Только вместо дьявола признается вселение души умершего злого человека, привязанного к Земле своими желаниями и злыми поступками, в т.ч. совершившие грех самоубийства.

В статье на Электронной еврейской энциклопедии есть интересное упоминание, что изнание диббука открывало им два пути. Первый вариант - такая душа могла выйти путем исправления (тиккун), и получить возможность дальнейшего переселения (еврейский вариант реинкарнации называется гилгул). Второй путь, когда цаддиками выполняется процедура экзорцизма, это изгнание диббука в ад. В еврейских верованиях ад считался не вечным назначением, а временным местопребыванием, пройдя которое, душа может попасть в рай. Но диббук за свои грехи не может попасть ни в ад, ни в рай, поэтому он находится в лимбо, между двумя мирами. Здесь его мучают ангельские и демонические сущности, и, стремясь избежать наказания, он вселяется в человека, чтобы получить временную защиту.

Там же упоминается поверье, согласно которому диббук вселяется в тело человека, который совершил тайный грех. При этом диббук сохраняет собственную индивидуальность и не сливается со своим носителем, хотя может говорить его устами.

Диббук – как социальный феномен

В статье Yoram Bilu «The taming of the deviants and beyond: an analysis of Dybbuk possession and exorcism in Judaism» феномен диббука исследуется, как фактор для социальной адаптации «запрещенного» поведения. Как правило, еврейская община живет своей замкнутой жизнью, и все социальные процессы регулируются жесткими правилами. Запрещаются контакты с инородцами, действуют жесткие нормы поведения, нарушение которых вызывает осуждение со стороны руководителей и других членов общины. В таких условиях диббук позволяет вписать в общий канон любые отклонения, как внутри личности, так и внутри общины. Хотя само вселение в человека души умершего признается негативным, оно позволяет укрепить целостность и согласованность еврейской общины на трех уровнях:

1. Трактовка непозволительных желаний как воздействие диббука, т.е.внешнего агента. Это позволяет снять ответственность с человека. Хотя совершаемые под воздействием одержателя проступки воспринимается негативно, вина с одержимого как бы снимается. Благодаря этому даже сам человек спокойнее воспринимает свою деятельность, которая не вписывается в нормы общины.

2. Оправдание и очищение одержимого человека благодаря акту экзорцизма. Акт экзорцизма является очистительным ритуалом, после которого человек может опять вернуться в нормальную жизнь общины, какие бы проступки он не совершал под влиянием чужой воли. Ритуал обычно проводится по определенной схеме:

Допрос. Сначала нужно узнать имя диббука и за какие грехи он лишен права входа в ад/рай? Какой грех открыл возможность вселиться в человека? На этой стадии также определяется, действительно ли это диббук, или человек притворствует.

Попытка договориться. Иногда диббук должен донести какое-то сообщение членам общины, например, изобличить греховного человека или преступника. После этого диббук может добровольно покинуть тело человека, так как его незавершенная миссия на земле выполнена.

Изгнание. Выполняется сложный ритуал, включая пение священных текстов, использование труб (шофар), и приказание покинуть тело. Если силы экзорциста недостаточно, в ритуале принимают участие 10 святых или особенно чистых членов общины. Чтобы убедиться, что коварный одержитель действительно вышел, об этом спрашивают самого человека, а также ищут у него физические следы на теле. Согласно поверью, выход диббука может причинить вред здоровью, поэтому лучше, чтобы он уходил через мизинец на ноге, где после этого должна остаться ранка.

Реабилитация. Пока человек восстанавливает свои физические и духовные силы, рядом находятся близкие и чистые люди, читающие ему молитвы и поддерживающие его.

3. Усиление конформизма общины на примерах одержимости. «Кнут и пряник» в одном флаконе. Как правило, грехи самого человека менее тяжелые, чем тяжесть прегрешений вселившегося в него диббука. Но члены общины видят, что даже за небольшое прегрешение может последовать расплата, и страх удерживает их веру. Одновременно диббук используется для укрепления авторитета раввина или цадика, изгнавшего его. Кроме того, сам факт одержимости является подтверждением верований и космогонии народа. Во время допроса диббуку задают вопросы о страданиях и наказании, просят описать местность между двух миров (лимбо между адом и раем), иногда даже задают космогонические вопросы (как происходит движение солнца и т.д.).

Йорам Билу приходит к выводу, что одержание – это «культурный синдром», позиции которого основаны на космологии и других общественных верованиях. Изменение норм жизни приводит к тому, что потребность в использовании одержания пропадает. После изменений в социальной жизни еврейских общин одержимость «ушла». Последние документальные случаи экзорцизма относятся к первым десятилетиям ХХ века – Литва, Палестина (Джаффа и Ерусалим), а также Багдад. После этого о диббуке не принято упоминать, хотя в замкнутых ортодоксальных общинах (например, у хасидов) такие ритуалы вполне возможны и сейчас, просто об этом не говорят вслух.

Диббук в творчестве

Народные верования живут дольше, чем внешние стереотипы общества, поэтому в форме сказаний и преданий диббук все еще живет в еврейском народе. Это находит выражение не только в бабушкиных сказках, но и в творчестве и искусстве. Присутствие диббука причиняет большие душевные страдания жертве, и эта тема обыгрывается во многих художественных произведениях и театральных постановках.

Одно из самых ранних литературных произведений появилось в 1602 г. в книге Ма‘аес-бух (сборник рассказов). Сюжет одного из рассказов основан на том, как душа мертвого певца входит в талантливого молодого человека, заставляя его действовать глупо.

В 1916 г. Семён Ан-ский написал пьесу «Диббук» (между двух миров), которую экранизировали в 1937. Основа этого произведения построена на еврейских народных преданиях о диббуке. Разлученный с невестной молодой человек заключает договор с дьяволом, и за этот грех становится диббуком после смерти. Как демон, он вселяется в девушку, делая ее одержимой. Диббука удается изгнать, но девушка умирает.

В творчестве нобелевского лаурета Исаака Башевис-Зингера также встречаются мотивы одержимости, а его первый роман называется «Диббук в Горае» (1955). События разворачиваются в польском городке Горай в XVII веке, когда вся Польша была взбудоражена движением Богдана Хмельницкого.

В кинематографе последних лет тема одержимости диббуком обыграна в фильмах «Нерожденный» (2009), «Серьезный человек» (2009) и «Шкатулка проклятия» (2012).

Кроме того, на эту тему в ХХ веке было написано несколько опер, а также балет Леонарда Бернстайна "Диббук" (1974).

© Анатолий Филозоф

 

=======

В статье также использован материал из Википедии (статья Диббук), в т.ч. иллюстрация к фильму "Диббук", снятому в 1937 г.

=======

Текст упоминаемого в статье рассказа из Mayse-Bukh (в первом издании книги у него нет названия, во втором он называется "Dibbuk":
 

152. STORY. It happened that an evil spirit entered the body of a young man. Thereupon the spirit was adjured to reveal his name or that of his wife. When they mentioned his wife, he began to scream and said that his wife was an agunah, which means that she had no right to marry, for he had lost his life at seaand the sages could not give her permission to remarry. He requested from the sages that they should give her permission to marry again and had given them many indications that he had been lost at sea, but they did not know where his home had been. The sages said that they could not give her the permission. He was screaming because she had become a harlot because she could not obtain
permission to marry.

The sages asked him why he could not rest in peace and what sins he had committed, to which he replied that he had committed adultery. When the sages asked him for the name of the woman with whom he had committed adultery, he refused to tell, as she had been dead a long time and it would do no one any good if he told. "I am in the position," he said," of the man about whom the sages say that he who is guilty of adultery should have the four kinds of capital punish­ment inflicted upon him. But I have not been punished that way."

And while they were talking, the young man suddenly rose up and stood on his feet. The sages asked him: "Why have you stood up?" And the youth replied: "Because a great sage is coming in." And they looked around, the sage entered, as the young man had said. Afterwards, a company of young men came into the house to hear what was going on. Then the evil spirit said:" Why have you come in here to see me? There are among you some who have done the same thing as I and will suffer a similar fate." The youths became terribly frightened. Then the evil spirit said: "Why are you so astonished? That youth who is standing among you dressed in white clothes has committed sodomy [mishkavzakhar], which is worse than adultery." The youths became terrifiedand looked at one another. Thereupon the young man dressed in white clothes began screaming and said: "it is true, because of our many sins, I did it." And the youths also confessed their evil deeds. Then one of the sages asked: "How did you know that they did it?" [The spirit] began to laugh and said: "It is written: 'Is as a sign on every man's hand' [Job 37:7]. The translation is that every man has written on his hand what deeds he has done." Then they asked him: "How can you see their hands, which are covered by their cloaks?" He again laughed and said: "I can see everywhere." Then they asked him how he had come to be in the young man. And he replied that he had had no rest in the water. The fish ate his body and his soul departed from him and entered a cow. The cow became insane, and the
gentile owner sold it to a Jew who slaughtered it, and as the youth was standing nearby, he flew straight into him. Thereupon the sages exorcised him and he left the youth and flew away.[1]
 
[1] This translation of the story is a modified version of the Englishtranslation in Gas­ter, Ma'aseh Book, I: 301-303. The Yiddish text andFrench translation of this story are in Starck, Un beau livre, I:370-375.


Текст перепечатан из статьи:
Morris M. Faierste "The Dibbuk in the Mayse Bukh" в журнале SHOFAR (An Interdisciplinary Journal of Jewish Studies): Fall 2011 Vol. 30, No. 1 pp. 94-103)



Источник: http://экзорцизм, диббук, Изгнание бесов, изгнание диббука, одержимость
Категория: Основные материалы | Добавил: Agni (06.07.2014)
Просмотров: 1201 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Форма входа