Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Одержимость » Самосовершенствование

Что есть сознание? Описание системы Антахкарана-панчака.

Что есть сознание?

Западная наука достигла больших успехов в изучении строения физического тела и мозга, но так и не смогла дать достойного ответа на вопрос – что такое человек и его сознание. В противовес абсурдному утверждению о случайном сочетании частиц материи религия утверждает о душе и духе. Но далеко не каждый священник способен просто и доходчиво объяснить, в чем именно состоит разница между ними. 

Восточные философские школы уже давно имеют свою точку зрения на этот вопрос, и ознакомление с ними значительно расширит мировоззрение любого мыслящего человека – ученого, философа, священника или обычного человека.

Антахкарана – путь от Абсолюта до «Эго» и обратно

Одно из наиболее полных описаний сознания человека – антахкарана-панчака. Глубина и продуманность этой системы настолько велика, что она кажется наследием допотопных цивилизаций, а не примитивной теорией первобытных людей. 

Антахкарана – это путь, связывающий все части от низшего сознания до Единого духа - Атмана. Количество уровней или аспектов антахкараны в разных школах описывается по-разному. Наиболее полной является классификация сиддхов, выделяющая 5 основных подразделений:

  1. Манас – понятийный ум.
  2. Буддхи – высший разум, интуитивное осознавание.
  3. Ахамкара – эгоизм, как принцип, определяющий сознание «Я».
  4. Читта – хранилище самскар, определяющих индивидуальность и карму.
  5. Чайтанья – сознание, как высшая или тончайшая форма существования.

Сочетание всех этих принципов являет полное и развитое сознание. К сожалению, в современном западном мире преобладает лишь низший аспект ума (манас) с отдельными проблесками высших уровней, которые считаются чудесными способностями, присущими святым и подвижникам. В действительности, такими чудесными возможностями обладает каждый человек, но они спрятаны или находятся в спящем состоянии, пока ум-манас находится на главном месте.

Каждый из пяти основных элементов в свою очередь имеет пять подразделений, описывающих его функции и деятельность. Подробное рассмотрение системы антахкараны позволит снять завесу таинственности с того, что заложено в человеке, и уже само по себе станет стимулом для пробуждения и развития высших качеств. 

Ахамкара

Ахамкара – это принцип «Я», присущий на всех уровнях. Это связующая основа тонкого тела, как бы цемент или клей, соединяющий все части сознания в единое целое. Это эгоизм чистой воды, имеющий множество проявлений. На низшем уровне ахамкара проявляется как самолюбие, гордыня, стремление возвыситься над другими, но на высших уровнях она является само-сознанием, сознательным ощущением себя и бытия.

Не стоит рассматривать ахамкару как исключительно негативное проявление – по мере развития сознания мы уходим от грубого эгоизма в сторону развития личности и индивидуальности, определяющей лучшие качества нашей бессмертной души. В духовной практике мы освобождаемся от связанности и отождествления с ахамкарой, оставляя ее лишь как инструмент взаимодействия с внешним миром. Основными функциями ахамкары являются:

Абхимана – гордыня или гордость. На высших уровнях абхимана проявляется, как реальная оценка себя, как части Абсолюта, Всемогущего Разума, создавшего проявленную Вселенную во всем ее разнообразии. Но по мере опускания в грубую материю абхимана обретает множество негативных качеств, и вместо божественной гордости получается высокомерие, чванство, чувство собственной важности. Наше эго забывает о Единстве всего сущего, что другие люди являются такой же частью Абсолюта и состоят из такой же материи, и абхимана становится эгоистической гордыней, желанием возвыситься над другими.

Матья – собственничество. Это переживание, которое можно описать как чувство «это мое». Оно может быть направлено на разные вещи, как внутренние, так и внешние (мой дом, моя машина, мое тело, мои чувства, мой ум и т.д.).

Мама-Идам – чувство монопольного обладания чем-либо. По-сути, это проявление собственничества (матья). Человек думает «Вот, я купил земельный участок с домом. Теперь я буду владеть им, пока не продам. Вот теперь я заживу». В действительности, ни одна из частиц материи этого дома или земли не принадлежит человеку. Они постоянно меняются и человек не в силах их удержать или распоряжаться ими. Но ему все равно кажется, что он чем-то владеет, и это проявление функции мама-идам.

Мама-Сукха – переживания блаженства (сукха), как собственного. Другими словами, это чувство «счастье принадлежит мне». Формы проявления могут быть разными – восторг от прекрасной музыки, радость достижения цели, удовольствие от еды, сексуальное удовлетворение и т.д. Каждый раз, когда мы испытываем удовольствие, срабатывает функция мама-сукха, которая говорит «я испытываю удовольствие». Эго отожествляет удовольствие с собой, забывая, что это всего лишь один из принципов Вселенной. Когда срабатывает мама-сукха, возникает суждение «мне хорошо», мы проецируем удовольствие на себя и стремимся повторить его.

Мама-Дукха – это противоположность функции мама-сукха, а именно проецирование неприятных ощущений на себя. Когда у человека возникает представление, что боль, страдания, горе, унижение, страх и другие негативные переживания принадлежат ему, это всего лишь функция мама-дукха.

Манас 

Это самая близкая нам форма ума, которой мы оперируем в повседневной жизни. Тем не менее, проявления манаса настолько разнообразны и обширны, что охватывают умственные способности от уровня развитых животных до утонченного, наполненного духовностью разума. Низшие проявления ума еще называют кама-манас (кама – страсть, желание), поскольку он работает на удовлетворение животных желаний и плотских инстинктов. 

Развитие манаса  не является самоцелью, он всего лишь инструмент для постижения мира и самого себя. К сожалению, у большинства людей ум очень грубый и материальный, хотя при этом они могут обладать неплохими интеллектуальными способностями в одной или нескольких областях знаний. Эта грубость закрывает духовное восприятие, поэтому целью многих духовных практик является подавление и остановка ума, чтобы можно было ощутить себя на более тонком уровне.

Другими словами, нужно уметь выключать этот инструмент, когда необходимо, не отказываясь от него насовсем. Манас – это как бы умная программа, управляющая движением сложного механизма (нашего тела), в котором путешествует наше сознание. Такую  программу полезно развивать,  укрепляя  разные качества ума – математические и творческие способности, память, различение и т.д., чтобы наше путешествие было более комфортным. Тогда вместо того, чтобы постоянно следить за дорогой можно будет потратить время на размышления о чем-то важном. Сравните, когда человек едет в другой город на рассыпающейся телеге, в которую запряжена упрямая и своевольная лошадь, и такое же путешествие на современном самолете со всеми удобствами и электронной начинкой, когда можно сконцентрироваться на задании полета и предстоящих встречах.

Это важный момент. Манас нужно развивать, но он не должен быть главным. Это всего лишь программа – «автопилот». Наше настоящее «я», а не ум, задает цель путешествия, а ум рассчитывает, как лучше ее достичь, оценивает препятствия и возможности, ищет пути скорейшего достижения. Но сегодня большинство путешественников спят, а их управляющая программа заняла главное место. И ей там нравится, она чувствует себя верхом всего, и даже как бы боится, чтобы настоящее «я» не проснулось, ведь тогда придется отдать управление жизнью. 

Согласно антахкарана-панчака, манас имеет пять основных функций. 

Санкальпа – это решимость. В применении к уму она может означать твердое намерение или волю, направленную на выявление того, что для ума важно. Это как бы алгоритм, который выполняется для достижения того, что нужно. Также санкальпа – это направленное размышление, как бы концентрация волн мышления и направление их в нужном направлении.

Викальпа  форма воображения, фантазии, нечто, не существующее в действительности. Формами викальпы также являются грезы, фантастические идеи в книгах и кино, наши сомнения и хаотические колебания ума.

Манана – рефлексия, отражение. Это размышление, которое включается в тот момент, когда мы обращаем на что-то внимание. Как только это происходит, в уме появляется образ этого объекта, и манас начинает его рассматривать. Функция манана двояка, она состоит из чистой рефлексии (освещение) и рассмотрения (размышление).

Например, как только мы видим печенье, оно освещается в уме таким, как есть, без каких либо атрибутов. Это происходит освещение. Дальше в уме возникает название «это печенье» и запускается цепочка оценок «оно круглое и желтое, оно сладкое, но от него можно потолстеть» и т.д. Это уже рассматривание, вторая функция мананы. Если ум плохо контролируется, то рассматривая круглое печенье, мы вдруг можем вспомнить о солнце и начнем уже рефлектировать на него, дальше мы начнем мечтать об отпуске у моря (это уже подключилась викальпа). Но если при этом нам нужно описать печенье, чтобы дать ему оценку, мы должны постоянно возвращаться к объекту мышления и направлять внимание на него, а это уже санкальпа. 

Мурчха – это состояние остановки деятельности ума. Для него это бессознательность, обморок, оцепенение, или замешательство, когда он отключается или впадает в паралич. Такое состояние может возникнуть во время медитации. Если у человека достаточно развиты высшие принципы сознания, то мурчха не вызовет остановки сознательного существования, и ум даже сможет рефлектировать и воспринимать некоторые образы (функция манана). Главное, чтобы освещение не переросло в рассмотрение, а дальше подключится викальпа или санкальпа, и мы уже не медитируем, а размышляем умом.

Чтобы работать на более высоких уровнях, важно научиться останавливать неконтролируемую мыслительную деятельность ума. Но у человека уже должна быть некоторая духовность и осознанность, иначе во время такой остановки его просто отбросит куда-то неосознанно.

Джадатта – оцепенение, жесткость, безжизненность. Сам по себе наш ум – всего лишь программа. В реальной жизни она чаще всего возбуждается страстями (раджас), но у сознательно стремящихся к духовности ум управляется более высокими уровнями.

Обычный человек постоянно чего-то хочет, получает необходимый опыт, страдает от его прекращения, стремиться повторить его и ищет пути для достижения. Раджас постоянно его стимулирует, но методом бесконечных проб и ошибок ум понемногу развивается и понимает, что есть что-то выше. Тогда включается буддхи и более высокие уровни сознания начинают освещать ум. Человек начинает размышлять об искусстве, духовности, моральных ценностях, абстрактных научных идеях, учится контролировать свои животные страсти и т.д. Так происходит естественное развитие. Но если ум не стимулируется ни страстями, ни освещается буддхи, он находится в закостенелом состоянии, это и есть джадатта. Ее можно сравнить с программой, которая зависла и отключила другие функции компьютера.

Вывести человека из такого оцепенения очень сложно. Сильные потрясения или болезни могут пробудить сознание, тогда человек рассказывает всем, что Бог послал ему страдания, чтобы его спасти.

Буддхи

Уровень буддхи – это цель многих духовных практик. Если человеку удается прорваться сквозь завесу понятийного ума, ему становятся доступны тонкие восприятия, которые можно назвать интуитивным знанием. Чем больше человек размышляет о смысле жизни, моральных ценностях, чем больше он прислушивается к своему сердцу, а не уму, тем сильнее у него развита связь с буддхи. Правда, это не освобождает от необходимости контролировать манас, который постоянно стремиться взять власть в свои руки. Но если человек проявляет волю и духовные ценности стоят на первом месте, тогда именно буддхи ставит задачи, а манас только ищет пути их достижения. 

Сам по себе манас постоянно ошибается, поскольку ему доступна только часть знаний о мире, которую он видит с большей или меньшей детализацией. Интуитивный разум буддхи видит намного больше, поэтому манасу выгодно сверяться с ним, чтобы не тратить время на мучительные пробы и ошибки. Манасу не нужно бояться, что о нем забудут, если центр сознания человека сместиться на уровень буддхи. Наоборот, благодаря тонким восприятиям и различениям становится возможным развивать манас, видя его со стороны и в мельчайших деталях. 

У буддхи также есть пять основных свойств.

Вивека – различение. Это способность тонко отличать истинное от ложного. Это интуитивное знание, что является правильным или неправильным, по крайней мере, относительно нашей системы ценностей.

У женщин обычно интуиция больше развита, поскольку они обращают больше внимания на детали и видят картину полнее. Чтобы развивать интуитивное знание, нужно развивать чувствознание и наблюдательность. То есть нужно развивать умение почувствовать тонкие различия в цвете, ароматах, вкусе, интонациях и других внешних явлениях. А чтобы пробудить и заострить наблюдательность, очень полезно завести дневник, куда человек записывает все, что с ним происходило, стараясь не упустить ни малейшей детали.

Ваирагья – непривязанность. Эта функция дает человеку свободу именно от привязанности, а не от самих вещей. Например, кто-то живет без каких-то вещей (машина, компьютер, деньги и т.д.), но только о них и думает, как бы было хорошо их иметь, и как счастливы те, у кого они есть. Этот человек очень сильно привязан к вещам в своем сознании, хотя их у него нет. Другой может жить в окружении этих вещей, но без малейшего сомнения способен их оставить или отдать кому-то, пожертвовать на благотворительность или передать друзьям. Такой человек легко оставляет важный пост, за который другой держался бы до последнего. Это в человеке проявляется функция ваирагья. К ней также можно причислить сдерживание желаний и внутреннюю самодисциплину, но не как ограничение, а наоборот, освобождение от желаний.

Каждый раз, когда человек постится или берет на себя аскетический обет, в нем усиливается не только сила воли, но и ваирагья, а с ней и остальные функции буддхи. Поэтому спокойная умеренность в жизни является обязательной для развития интуитивного сознания. 

Сантоша – удовлетворенность. Это не то чувство удовольствия, которое испытывает человек, получивший желаемые ощущения или вещи. Сантоша – необусловленная удовлетворенность, независимо от того, что человека окружает, мерзнет он или находится в комфорте, есть у него что покушать или нет, получил он желаемое или потерпел неудачу. Эта функция буддхи дарует связь с высшими слоями сознания, которая сама по себе способна сделать человека счастливым.

Когда Христос сказал «Царство Божье находится внутри вас» – он утверждал то же самое, что утверждает восточная мудрость. Человек часто винит других в своих проблемах – жену, детей, начальника, депутатов, правительство и даже самого Бога. Но счастье – внутри, и все, что нужно, это открыть и укрепить в себе уровень буддхи. Это очень важно, ведь жена, депутаты, президент и все остальное находится снаружи, а счастье – это внутреннее состояние. Вы же не можете приказать жене «Залезь внутрь меня и наведи там порядок, и включи краник счастья». Это можно сделать только самостоятельно, и не на телесном уровне, а благодаря буддхи.

Шанти – мир, покой. Когда включается эта функция, ничто не может поколебать спокойствия человека. Христос молился за тех, кто его распинал, а Будда с любовью говорил о поносивших его, и даже о крестьянине, который его отравил. Это было возможным, потому что сознание Великих Учителей полностью находится на высших уровнях, от которых исходит любовь и блаженство. Если человека задевают какие-то насмешки или оскорбления, это реагирует ум-манас. Если человек достиг состояния шанти, ничто не может разрушить умиротворенности у него внутри.

Кшама – терпение, терпеливость. Это такое состояние, когда сознание способно все вместить, поэтому человек в любых ситуациях сдержанный и снисходительный. Когда активирована эта функция, человек способен вытерпеть очень многое, и при этом он не страдает. Когда опора нашего сознания базируется на буддхи, человека невозможно привести в возбужденное состояние насмешками, унижениями, оскорблениями или мучениями. Там, где у обычных людей эмоции хлещут через край, кшама умиротворяет и дает силы спокойно все перенести, поскольку высшее я знает, что это временное внешнее явление и абстрагирует внутреннее «я» от него.

Читта

Читта – это область сознания, в которой хранятся все наши наклонности и творческие силы, задающие тенденции развития личности. Здесь отпечатываются тончайшие жизненные переживания и все, что с нами происходит. Причем эти отпечатки стоит рассматривать не просто, как застывшие картинки, но как силы в бесконечном процессе. В красивом философском изречении утверждается: «самскара – накопления, оставленные прошлыми чувствованиями и сообщающие аромат будущим чувствованиям».

Те, кто смог подняться до уровня восприятия сознания на уровне читты, могут видеть, чем наполнено сознание живых существ, какие мотивы двигали их поступками, к чему люди стремились и многое другое. Это то, что называется кармическим видением. Например, человек уверяет, что он хотел блага другим, но на весах кармы взвешивается все, и на уровне читты видно, что у одного такое желание было проявление искренней любви, а другой лишь питал свою гордыню такими делами. И когда будет формироваться новая личность, она будет использовать информацию с уровня самскар, поэтому один человек родится добрым, другой – эгоистом.

Чтобы такая перспектива не удручала, нужно помнить, что в наших силах изменить собственное сознание, и если в нем есть какие-то недоработки, то стремление и воля к духовности может изменить его на всех уровнях. Гораздо хуже жить в прошлом и не делать ничего для будущего – так мы только наполняем склад тенденций сознания негативными отпечатками-самскарами. Если у кого-то есть недостатки, не стоит от них убегать, иначе они такими и останутся, а в области читты здесь будет темное пятно. И оно обязательно притянет нас к тем условиям воплощения, которые соответствуют его качеству, определяя условия инкарнации.

Согласно антахкарана-панчака, читта также имеет пять основных функций.

Мати – это интеллект, или проницательность сознания. Развитая мати позволяет быстро схватывать сложные теории и учения, глубоко проникать в суть сказанного в нескольких словах и т.д.

Викара – Схватывание, способность воссоздавать полученное через внешние источники.

Дхрити – стойкость, устойчивость. Это состояние стабильности духовного опыта или осознавания. Это способность преодолевать страх, нерешительность и переменчивость, сила переносить трудности и неприятные жизненные обстоятельства, неуклонно продвигаясь по избранному пути.

Смрити – память, воспроизведение прошлого опыта. Смрити можно рассматривать, как одну из форм познавания, когда человек имеет дело не с реальным объектом или чувствованием, а удерживает свое внимание на впечатлениях, полученных о нем ранее. Еще один вариант проявления смрити – окрашивание наших восприятий реальности в зависимости от прошлого опыта. Например, смотря на одну и ту де реку, разные существа получат разные восприятия. Благочестивый человек увидит поток божественной чистоты, воин – место для боев, а темная личность – нечистоты и испражнения. У кого каких отпечатков больше, такие восприятия он и получит.

Тьяга – отрешенность, отказ от чего-то, способность жертвовать или оставлять. Если ваирагья – это состояние непривязанности к окружающему на уровне буддхи, то тьяга – это скорее сознательное избрание пути отказа ради чего-то большего. Проявлением тьяги может быть решение человека пожертвовать впечатлениями, чувствами и наслаждениями, чтобы обрести какое-то качество или служить другим людям.

Как работать со своими качествами, зависит от каждого лично. «Человек посеявший – не тот самый, который жнёт, но он и не другой», и качество изменений в его сознании зависит от его собственных усилий и воли. Чтобы лучше понять роль читты в нашем сознании, можно вспомнить учение о скандах (или скандхах). Любой жизненный процесс (мимолетная мысль, действие, желание, волевое усилие и т.д.) порождает сканды, причем продолжительность каждой не более чем миг. Вся совокупность скандх составляет комплекс сочетаний, составляющих человека. Для удобства скандхи сгруппированы в такие категории:

  • Рупа – форма (особенности строения физического тела).
  • Ведана – чувствования (способность к тонкому или грубому восприятию ощущений).
  • Санджна – абстрактные идеи, представления.
  • Самскара – наклонности физические и умственные (это как бы квинтэссенция, впитывающая особенности всех остальных сканд).
  • Виджняна – умственные силы, это расширенная версия группы самскара, определяющая те или иные предрасположенности.

Что бы человек ни делал, это также скажется на соответственном уровне скандх, или на уровне читты. Поэтому ни одна духовная практика не будет напрасной, даже если человек не видит ее результаты сейчас. Любые усилия повлекут тончайшие изменения, способные кардинально повлиять на жизненный путь в этом и последующих воплощениях. Развитие некоторых способностей требует не одной жизни, но чем больше усилий мы направим в этом направлении сейчас, тем больший багаж и задатки будут в будущих воплощениях. 

Если человек рождается с музыкальными способностями или легко рисует, значит, в его бессмертной сокровищнице находятся результаты многих трудов, и все его дарования – результат его собственных усилий и опыта. Такая сокровищница есть у каждого, и если просто принять в сознание эту мысль, то уже сейчас станет намного легче черпать опыт всех своих прошлых жизней. 

Чайтанья

Следующий уровень антахкараны – чайтанья. Это чистое сознание, как некоторая субстанция, пронизывающая все уровни бытия, включая эго, читту и манас. Пять функций чайтаньи таковы:

Вимарша – размышление, обдумывание, анализ. Такое размышление включает в себя осознавание и отражение. Отражение происходит, когда одна часть разума и ума отражает другие части нашего «я», когда сознание исследует мысленные, чувственные, физиологические и другие процессы внутри себя. Поэтому вимарша также называют самонаблюдением высшей реальности. Происходящие на этом уровне процессы очень тонки и отвечают тому сознанию, которое создает, поддерживает и разрушает Вселенную.

Шилана – добродетель. Сознанию (чайтанья) присуща внутренняя самоорганизация и самодисциплина, поскольку оно является Светом Абсолюта. На уровне чайтанья сознание не может быть ни чистым, ни нечистым, но оно может собирать и интегрировать все необходимое, чтобы расти и совершенствоваться. Такая способность к самоорганизации, направленной в сторону добродетели, называется шилана. Если человек испытывает просветление и может поднять свое сознание до принятия качеств чайтаньи, то шилана дарует самые возвышенные, чистые и благоприятные чувства, глубину которых невозможно выразить словами. Также могут возникать какие-то сложные философские и моральные системы или абстрактные идеи, которые обычное сознание не в силах и представить.

Дхавья – бесстрашие или бесстрастие. На уровне чайтанья сознание пребывает как бы вне ума, в пространстве, которое вмещает все возможные колебания и выше них. Поэтому любые страдания, которые грозят телу или уму, любые проблемы ему не страшны. Когда проявляется дхавья, человек освобождается от сомнений и колебаний, он знает, что все, что может произойти, не способно как-то повлиять на пространственное сознание, поэтому он абсолютно спокоен и ему даже интересно объединяться с новыми впечатлениями.

Чинтана – осознавание. Это размышление и созерцание на фоне общего спокойствия. Кроме некоторой осознанности, свойственной пространству, у вас происходят еще какая-то мыслительная активность, рефлексия, но благодаря дхавье вы в это время пребываете в абсолютном покое.

Нивтрихаттва – беспристрастность, непривязанность, тенденция освобождаться от всего, что связывает сознание. Сознание, как Свет Абсолюта, божественно. Когда в силу каких-то причин оно погружается в низшие уровни, создавая личность, эго, в нем изначально заложено стремление разрешить все узы материи, эгоизма, желаний и всего, что связывает, чтобы вернуться обратно к состоянию всепроникающего сознания. Каким бы ни был жизненный путь души, она всегда стремится вернуться обратно. У кого-то на это уйдут многие жизни, у других духовный багаж больше и их нивтрихаттва способна проявиться быстрее. В их сокровищнице на уровне читты уже собраны стремления и наклонности к изучению мира и познанию себя. Такой человек абсолютно спокоен за будущие воплощения, зная, что его внутреннее стремление в любых условиях будет направлено к свету, в каком бы мире он ни жил.

Итоги

Некоторые школы ограничиваются тройственной структурой человека, указывая на плотное тело (физический уровень), тонкое тело (астральный уровень – уровень желаний и чувствований) и ментальное тело (тело мысли или тело света, поскольку мысль светоносна). Другие указывают на четыре, пять и даже семь оболочек. Но при этом все они сходятся в том, что это различие иллюзорно, поскольку это проявления единого сознания на разных уровнях бытия. Разделение создано лишь для того, чтобы нам было удобнее оперировать на каждом уровне и понимать их с уровня физического тела.

Точно так же и антахкарана-панчака, это учение описывает единый внутренний инструмент в пятеричном подразделении. На самом деле все, что с нами происходит, это видоизменения вселенского сознания-чайтаньи, происходящие в процессе развития и жизни Вселенной. 

Наличие такого инструмента, как антахкарана-панчака, позволяет намного быстрее осознать все, что заложено в человеке. И даже простое обдумывание этого учения пробуждает скрытые механизмы, способные кардинально изменить наше состояние и отношение к жизни. Все моральные предписания в разных религиях основаны на едином знании. Усмиряя желания и стремясь жить по каким-либо канонам, мы активизируем такие механизмы, которые позволяют подняться до уровня причинности нашего состояния и изменить себя на тончайшем уровне. 

Обычно практики начинаются с телесной и умственной дисциплины. Человек понимает, что тело и ум – это только инструмент, он учится им пользоваться, а не идти на поводу у желаний и страстей. Пособием на его пути будет изучение философских трактатов (развитие), следование каким-то заповедям (ограничение, направленное на освобождение от привязанности к ним), жизнь собственным трудом (чтобы понять свою самодостаточность), и другие подобные практики. Далее у него проявляются качества буддхи (распознавание, миролюбие, удовлетворение, непривязанность, терпение), и даже могут быть проблески чайтаньи. Тогда можно подняться на уровень причинности, то есть туда, где хранятся отпечатки наших скандх – самскары. Работая над собою, человек очищает сознание и достигает высшего блаженства уже на земле.

Разница в том, что у одних получается быстрее, а у других медленнее, заложена в самих людях. Кто-то может раздать миллионы на благотворительность, но глубоко в сознании он движим гордыней, другой сделает всего один добрый поступок, но это будет искренний импульс, способный укрепить духовность и наполнить читту светом. Также нужно развивать тонкость восприятий и исследовать все мотивы своего поведения и состояния сознания. Если быть честным с самим собой, достаточно ухватить самого малого чертика за хвост, и он обязательно приведет к своему главному. Как правило, этот главный – наше эго и отпечатки прошлых действий, оставленные им в нашем сознании на уровне причинности. 

Антахкарана-панчака – это очень детальное и эффективное описание пути от нашего низшего «я» до Абсолюта, частью которого мы все являемся. Зная механизмы работы нашего инструмента, можно усилить те части, которые развиты недостаточно, и взять под контроль другие, мешающие нам. 

Например, можно усмирять хаотическое мышление викальпы размышлениями и концентрацией на чем-то (санкальпа) или медитацией с остановленным умом (мурчха). Или, обладая на уровне буддхи терпением (кшама) и миролюбием (шанти), развивать распознавание (вивека), чтобы меньше ошибаться и не зависать на одной точке жизненного пути. Или использовать спокойствие (дхавья) и размышление (вимарша) на уровне пространственного сознания, чтобы взглянуть на мир и Вселенную по-другому, и освободиться от сковывающих сознание уз, используя беспристрастность чистого света (нивприхаттву). 

В любом случае, обладая таким инструментом, как антахкарана-панчака, человек сможет намного быстрее добиться успехов на жизненном пути. 

А вообще, согласно философии Адвайты, нужно понимать, что на самом деле мы не являемся всем этим. Наша истинная природа — это  Чистое Сознание, за пределами этого инструмента, который есть только как функциональная машина для взаимодействия в относительном измерении, которое так же само по себе не реально.

 

Табличка-напоминание основных терминов учения антахкарана-панчака.

Манас

грубый, понятийный ум, мозг

Буддхи

интуитивный, тонкий ум

Ахамкара

эго, причина само-сознания на всех уровнях

Читта

уровень причинности, хранилище самскар

Чайтанья

чистое сознание, как Свет Абсолюта

Санкальпа

решимость, воля на выявление значимого, направленное размышление

Вивека

истинность – способность отличать истинное от ложного

Абхимана

гордыня или гордость

Мати

интеллект

Вимарша

размышление

Викальпа

Хаотические колебания ума, сомнения, фантазии

Ваирагья

непривязанность

Матья

собственничество, чувство «это мое»

Дхрити

устойчивость

Шилана

добродетель, внутренняя самоорганизация и стремление быть лучше

Манана

рефлексия – направленное размышление (освещение и рассмотрение)

Сантоша

удовлетворенность

Мама-Идам

чувство монопольного обладания чем-либо

Смрити

память, воспроизведение прошлого опыта

Дхавья

бесстрашие или бесстрастие

Мурчха

бессознательность ума, обморок, ступор, состояние медитации

Шанти

покой, мир, невозмутимость

Мама-Сукха

переживания удовольствия, как «моего»

Тьяга

отрешенность, способность к оставлению, жертвовать

Чинтана

осознавание

Джадатта

оцепенение, жесткость, закостенелость ума

Кшама

терпение, снисходительность, смирение, сдержанность

Мама-Дукха

переживание неприятного (страдания, боль), как «моего»

Викара

Схватывание, способность воссоздавать полученное через внешние источники

Нивтрихаттва

беспристрастность, тенденция к освобождению от всего, что связывает

 

© Анатолий Филозоф

Категория: Самосовершенствование | Добавил: Agni (02.01.2014)
Просмотров: 1370 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
0
1  
Также будет полезно посмотреть еще несколько других систем, описанных в небольшой подборке цитат о тонкоматериальном строении человека. По сути, описывается одно и то же, но взгляд с разных сторон позволит понять сознание  глубже и утонченнее, в каждом материале очерчиваются новые грани и аспекты.

Форма входа