Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Одержимость » Самосовершенствование

Космогенезис жизни

Введение

 

Эта работа посвящена изучению практического опыта Агни-Йоги по развитию психической сферы человека, как неотделимой части его общей жизни.

Актуальность исследования диктуется тем, что современная наука лишь отчасти признает взаимосвязь психической и физической стороны жизни, тем самым упуская многие возможности для её оздоровления. Одновременно, – в силу неполноценного знания,  ученые и медики могут допускать невольные ошибки, не только  не улучшая, но ухудшая здоровье человека. С другой стороны, фактически бесконтрольно действуют многочисленные течения и школы, практикующие использование психических сил посредством колдовства, пранаямы, активизации чакр и т.п., без оглядки на возможные последствия. Приобщение опыта Агни-Йоги в столь разных областях, как магия и наука, позволило бы искоренить шарлатанов из числа первых, в то же время изучая тонкоматериальные области и их возможности со всем потенциалом научного прогресса.

Главной целью исследования является создание общей картины психо-духовных качеств, необходимых для успешного развития человека в гармонии с окружающим миром. Многочисленные указания Агни-Йоги в этой области не систематизированы и разбросаны по разным книгам. Поэтому было необходимо не только собрать их, но и проанализировать изученный материал, выделяя закономерности и обобщающие правила, чтобы сложить из отдельных кусочков целостную мозаику.

Одновременно были поставлены следующие задачи:

– Найти точки соприкосновения философии, науки и медицины с психическими  качествами человека, чтобы изучать и развивать их не посредством слепой веры, а путем зрячего опыта.
– Привлечь внимание человечества вообще к роли этики в сфере психического здоровья.
– Определить наиболее слабые места в психическом состоянии общества и найти способы их укрепления.

Поскольку воздействие психических сил не ограничивается только здоровьем физического тела, в исследовании затрагиваются многие смежные вопросы, начиная от образования и воспитания, и заканчивая глубокими философскими представлениями о роли человека в мире и его взаимосвязи с жизнью Вселенной, частью которой является каждый из нас.

В общем, была поставлена довольно сложная задача – описать целостную мировоззренческую систему таким образом, чтобы предоставить человеку практическое руководство для улучшения жизни. Исследование рассчитано на самый широкий круг читателей – от обычных людей, интересующихся саморазвитием, до специалистов в области психиатрии и физиологии.

 

Малое Магелланово облако

 

Космогенезис Жизни

 

Чтобы лучше понять практическое значение психических качеств человека, необходимо бросить краткий взгляд на некоторые общие  философские представления о тайне жизни.

Человек является частью общей жизни Вселенной, развивающейся на разных уровнях между двумя полюсами – духом и материей. Разделение духовного и материального начала условно, поскольку и то и другое содержится в Пространстве изначально. После старта очередного цикла жизни, Единое разделяется, и это можно представить, как одновременное сосуществование первородной материи и представления о её будущей эволюции. Следующий этап дифференциации – возникновение связующего звена, сообщающего волю духа материи для направления ее развития. Это звено – Фохат, сила или, точнее, совокупность творческих сил Вселенной.

Дополнив Дух, Материю и Фохат четвертым фактором – временем, рождается дитя – Космос, а затем постепенно разворачивается панорама его жизни. На начальном этапе она еще весьма далека от проявленного Космоса, знакомого современному человеку. Первое творение скорее духовно, как создание плана, по которому строители здания смогут реализовать замысел зодчего. Далее силы Фохата, как Иерархия строителей, приступают к формированию элементов и стихий, чтобы создать из однородного материала всё разнообразие дифференцированных проявлений жизни.

То, что наука называет законами природы, поражает своей стройностью и целесообразностью, и это результат не слепого беспричинного движения в хаосе, а следствие работы многочисленных космических Строителей, направляющих жизнь материи и всё более овладевающих ею. Происходит взаимодействие двух мощных сил – центробежной и центростремительной: одна формирует материю, тогда как другая приводит ее в движение. Поэтому правильнее сказать, что материя не зарождается, а становится, т.е. принимает определенную форму из Единой и Однородной Субстанции-Принципа, Духа-Материи, мужского и женского начала, активного и пассивного принципа.

Таким образом, под термином Вселенная можно понимать три различных понятия:

1) Вечносуществующая Вселенная, непознаваемая, беспричинная причина всего, наиболее близким термином для описания которой будет слово «Пространство»;
2) Пресуществующая Вселенная, идеальный план строения материального Космоса;
3) Феноменальная Вселенная, отображающая две первые в мире временных и изменяющихся форм.

Эволюция мира происходит постепенно и непрерывно, а его творение продолжается и по сей день. Иерархии многочисленных творческих сил направляют движение энергии, создавая всё более сложные её сочетания, и таким образом всё – от малейшего атома до Солнца – оживотворяется Единой Жизнью. Весь Космос является результатом творческого процесса, и, поскольку в нём не существует слепого или бессознательного закона, то разделять материю на мертвую и живую абсурдно, ведь любая её форма  – следствие действия множеств разумных сил.

На другом полюсе происходит эволюция материи. Её жизнь запоминает и воспроизводит освоенные формы, т.е. движима не только импульсами Фохата, но и накопленным опытом. Увеличение опыта позволяет создать новые формы жизни, настолько отличные по качеству от предшествующих, что их выделяют в отдельные царства Природы. Минуя этапы формирования звёздных систем, можно проследить, как на планете зарождается минеральное царство, затем растительное, животное и, наконец, появляется человек. Таким образом, если с духовной стороны эволюции происходит овладевание материей, то со стороны Природы происходит одухотворение материи. Конечно, разделение обеих дуг эволюции условно. Дух без материи не имеет возможности для проявления, а последняя без него лишена жизни.

 

Микрокосм – отображение макрокосма

 

Жизнь человека – это отображение творения космоса в миниатюре. Ядром его индивидуальности является безличностная монада – Высшее Я человека. Движимая желанием жизни, она опускается в материю, развивая различные качества и способности. После смерти физического тела тонкоматериальная составляющая поднимается обратно, чтобы начать новый спуск после более-менее продолжительного отдыха.

В преддверии следующей жизни монада задействует накопленный опыт, чтобы создать очередной проводник для проявления на плане грубой материи. Поскольку используются  доступные материалы и элементы, развитый дух редко может проявиться во всей полноте до достижения высшего развития материи проявленных миров. Именно желание создать для себя более благоприятные условия стимулирует дух к самоотверженному подвигу совершенствования материи и открытию в ней всё новых способностей.

В отношении к будущему физическому телу индивидуальная монада выступает прообразом и творцом. Стремление к жизни, возникшее благодаря ей, привлекает творческие силы к созданию формы будущего существа. Это тонкоматериальное клише, вокруг которого из материи слагаются все составляющие человека – как материальное тело, так и индивидуальный характер и наклонности. Задействованные личные и пространственные творческие силы представляют Иерархию, а основой строительства является материя.

Все, что человек будет делать, желать или мыслить в ходе жизни, воздействует не только на макрокосм, но и порождает внутренние энергии в его собственном микрокосме. Их потенциал окажет на будущее человека – в текущем или последующих воплощениях – неизгладимое влияние как неизбежная карма. Воздействие кармического закона обуславливает форму будущего живого существа, его способности и даже многие обстоятельства в жизни. Это  –  неизбежное следствие запущенных когда-то энергий, желающих разрешиться, и они как магнит притягивают соответствующие процессы во внешнем мире.

Может показаться несправедливым, что за поступки одного человека должен отвечать другой. Но ведь физическое тело почти полностью изменяет свой состав каждые семь лет, и, тем не менее, никого не удивляет, что сорокалетний человек живет с последствиями его поступков или образа жизни в двадцатилетнем возрасте. Точно так же при перевоплощениях, посеявший и жнец являются одним и тем же существом, которое быстрее постигает качество своих деяний благодаря наличию причинно-следственной связи.

Понимание первопричин ударов судьбы, постигших человека, приводит к скорому изжитию негативных последствий своих же порождений, а также учит его взаимодействию с миром. Поэтому карму можно назвать  инструментом Гармонии, поддерживающим целое и стимулирующим развитие отдельных частей Вселенной. Тем более, что циклическое развитие Космоса также отвечает этому закону – каждое новое творение пользуется предыдущим накопленным опытом, а каждый член Иерархии творческих сил занимает в ней своё место в соответствии с предыдущими накоплениями. Так при равности изначальных условий происходит дифференциация, отображающая степень индивидуальной ответственности и опыта.

 

Нить-душа и её качества

 

Чтобы продемонстрировать связь между воплощениями, можно использовать символ Сутратма (нить-душа). Душа-нить является бессмертной индивидуальностью человека, одухотворяющей каждую его жизнь, а отдельные жизни нанизаны на неё подобно бусинам. Цикличные существования можно представить, как развёртывание заложенного в душе потенциала изнутри наружу, из латентного состояния в проявленное. Затем наступает период самостоятельного действия, развития или деградации запущенных энергий, после чего с новым измененным опытом начинается их свёртывание извне вовнутрь, чтобы сформировать семя или зародыш будущего существа.

Вечносущий зародыш – это монада. Сама по себе она единородна с остальной первоначальной субстанцией, или духовной материей Вселенной, но она окружена тончайшими оболочками, в которых содержится её предыдущий опыт и накопленные качества. Здесь же находятся следы воздействий в виде слов, деяний и мыслей, сказывающихся на будущих событиях в виде кармы, поэтому тончайшую оболочку монады можно называть «телом причинности».

Таким образом, существование души представляется не как череда периодов жизни и смерти, но как одна непрерывная жизнь, протекающая на разных планах бытия. Из них для современного человека наиболее близкими являются физический (материальный), а также чувственный (астральный) и умственный (ментальный) уровни, развитие которых одновременно формирует и воздействует на тело причинности.

Накопленный в разных областях опыт претворяется в индивидуальные качества. Это объясняет, почему при одинаковости условий жизни и генетического материала родителей в одной и той же семье рождаются дети с совершенно разными характерами и способностями.

Часть качеств человека касается особенностей формирования физического тела и его способностей – ловкости, выносливости, и т.д. Другие соотносятся к чувственной и мыслительной сферам. Из них формируется соответствующая оболочка для восприятия и воздействия на более утонченную материю – тонкое тело человека. Наконец, наиболее тонкие психические силы и качества влияют непосредственно на бессмертное тело причинности.

Развитие на разных уровнях бытия происходит не по отдельности, хотя они и столь кардинально отличаются друг от друга. Это иллюстрирует пример лотоса. Его корни находятся в иле, т.е. земле, что отвечает наиболее грубой форме материи – физическому миру. Стебель произрастает в гораздо более пластичной форме материи – воде, и она отвечает астральной сфере. Цветок же открывается в воздухе, чья пластичность отличается от воды, как вода от земли. Так же сказано и о человеке:

 

Для Земли кость, для Тонкого Мира нервы, для Духа Свет. (Иерархия, 190)

 

Но корни, стебель и цветок лотоса составляют одно целое, так же едины различные оболочки человека,  а семя содержит в себе все качества, необходимые для развития отдельных частей будущего растения, что является еще одной аналогией с человеческим царством. Поэтому символ лотоса нередко используется для описания структуры человека.

 

Связь тела и души

 

Поскольку физическое тело отражает потенциал души, его состояние чутко реагирует на все психические изменения. Например, ещё Гиппократ отмечал, что раны победителей заживают быстрее. В современной медицине также указывается спокойное состояние для скорейшего выздоровления и даже исследуется эффект плацебо, когда нейтральное средство, принятое с верою в лекарство, оказывает реальное благотворное воздействие на организм.

Можно вспомнить и гормональные реакции, сопутствующие эмоциям. Так, надпочечные железы испугавшегося человека вбрасывают в кровь «гормон страха» – адреналин. Это вещество воздействует на обмен веществ, повышает давление, вызывает сужение сосудов органов брюшное полости, расширение сосудов мозга и другие реакции. Но в одинаковых обстоятельствах человек может испугаться или проявить мужество, и это скорее является следствием его психологического состояния, а не физических причин. Еще одной иллюстрацией воздействия настроя является лечебное голодание. Человек, лишивший себя пищи ради оздоровления, находит силы поддерживать жизнеобеспечение организма и одолеть недуг. Другой же человек может голодать из-за неурожая, и его жизненные силы медленно угасают. И в том, и в другом случае физическая подоплека одинакова, но следствия абсолютно противоположны.

Ещё более красноречивым примером является смерть живого существа. Тело состоит из многочисленных клеток, ни одна из которых не исчезает после смерти. Более того, на клеточном уровне даже после гибели кипит бурная жизнь, но это жизнь разрушителей, ускоряющих разложение материи. Потому жизнью можно назвать связь души с телом, благодаря которой все жизненные процессы продолжаются в будущее. Как только какая-то форма обрывает связь с одухотворяющим принципом, окружающая жизнь Природы запускает процессы утилизации, чтобы использовать составляющие элементы материи в создании новых форм.

Возвращаясь к теме исследования, т.е. развитию психических качеств человека, можно их представить, как набор индивидуальных характеристик и умений, синтезированных опытом жизни, как в этом, так и в предыдущих воплощениях монады. С одной стороны, эти качества помогают личным достижениям, как, например, изобретательность, целеустремленность или мужество. С другой стороны, они применимы для развития высшего сознания человека, как части единой жизни. Примером может стать великодушие, любовь, сострадательность и другие нравственные качества. И поскольку каждый поступок породит неизбежное следствия, развитие этических качеств ни коим образом не отяжеляет путь, но лишь избавляет от «ударов судьбы» в этом и будущих воплощениях.

 

* * *

 

Последующий материал – это попытка сложить воедино практический опыт Агни-Йоги в развитии психо-духовного потенциала, чтобы помочь в гармонизации жизни с окружающей Вселенной как человечеству в целом, так и отдельным искателям. Само ознакомление с предложенным описанием качеств может разбудить многие дремлющие силы человека, его индивидуальный потенциал, закрытый в силу грубости современного материалистического мировоззрения. Ведь направленное внимание – это тоже энергия, подобная магниту, притягивающему необходимые возможности. Также, вмещение новых понятий позволит исключить отрицания, препятствующие освоению уже сложившихся достижений. И эти достижения доступны каждому, будь то человек, желающий улучшить свою жизнь каждого дня, или ученый, стремящийся к раскрытию тайн Природы.  

 

Продолжение Переживание мира

 

© Анатолий Филозоф

Категория: Самосовершенствование | Добавил: Agni (23.09.2016)
Просмотров: 399 | Теги: жизнь, микрокосм, макрокосм, Реинкарнация, душа, космогенезис | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Форма входа