Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Одержимость » Самосовершенствование

Моральная основа Хатха-Йоги

Вместо вступления: Тело и сознание – чудо аппарат с огромными возможностями

То, что на Западе привыкли называть йогой, является отдельными частями Хатха-Йоги.  Асана, пранаяма и медитация – это 3, 4 и 6 ступени, связанные с телом, дыханием и мышлением. Стремясь получить какие-то результаты при помощи Хатха-Йоги, европеец в большей или меньшей мере рискует, что зависит от его жизненных принципов и целей.

Тело - инструментМожно сравнить асану с обучением эксплуатации тела, как транспортного средства, например, бульдозера. Асаны научат фиксировать разные положения, регулировать потоки топлива и смазки в разных агрегатах, восстанавливать изношенные части за счет встроенных систем регенерации и т.д. Но куда человек поедет на этом бульдозере – зависит от него самого.

Обычный человек, организм которого разладился из-за болезни или неблагоприятных условий, приведет тело в равновесие и укрепит его. В этом случае физиотерапевтический эффект Хатха-Йоги будет благоприятным. Другое дело, если болезнь или слабость была вызвана способом жизни человека, – стимуляция дальнейшей работы может еще больше ухудшить ситуацию. Бульдозер заглох и барахлит, поскольку водитель заехал в болото, или же движение прекратилось, поскольку сработала защитная система, предотвращающая попадание в это болото или другое опасное место. Стимулируя (иногда весьма эффективно) дальнейшее движение, человек может сорваться в пропасть или заехать в такую трясину, из которой его уже не вытянут.

Применение практик медитации и пранаямы еще опаснее. Можно сказать, что бульдозер был разработан в закрытом военно-космическом институте, и в него встроены опасные системы вооружения и слежения, скрытые от внешнего наблюдателя. Пранаяма запускает эти механизмы, и вместо строительной техники человек уже двигается на танке. Выдвигаются орудия и ракеты, запускаются радары и химическая лаборатория, включается система прослушивания и подавления излучений, – это скрытые способности тела и психики человека. На Востоке их называют сиддхи – сверхъестественные силы, способность творить чудеса. Дальнейшие последствия езды на таком модернизированном бульдозере зависят от того, кто за рулем. Кто-то искалечит себя и полмира, кто-то спасет тысячи людей, кто-то в страхе или из любопытства начнет нажимать все подряд, не думая о последствиях…

Исследуя тело и психику без моральной основы, человечество концентрирует внимание на управлении бульдозером. Наука и медицина изучает влияние химической формулы топлива на работоспособность, разрабатываются средства для восстановления покраски, изготавливаются искусственные узлы, чтобы заменить износившиеся части, и т.д. и т.п. Но ради чего нужен бульдозер и куда должен приехать человек? Увы, на этот вопрос не дают четкого ответа ни доктора наук, ни псевдо-гуру, стремящиеся выманить из человека деньги или воплотить какие-то безумные идеи.

Хатха-Йога: 8-уровневая система развития человека

Восточная философия рассматривает Хатха-Йогу, как одну из школ жизненного пути. Для идущего по этому пути ученика выделено 8 ступеней:

1. Яма – общие морально-нравственные требования. Это основа философии и жизненных принципов, которыми руководствуется ставший на путь йоги в отношениях с обществом и другими людьми.

2. Нияма – дисциплина самоочищения. Расширяет принципы ямы, но принципы относятся скорее лично к йогу.

3. Асана – статические и динамические комплексы упражнений. Это то, что мы обычно представляем при упоминании слова «йога». Асана используется для обуздания ума путем контроля тела.

4. Пранаяма – ритмические дыхательные практики, направленные на дальнейшее обуздание ума и сознательную активизацию энергетических потоков. Иногда эти силы дремлют, иногда работают, но человек этого не ощущает сознанием, поэтому пранаяма направлена не просто на активизацию, а на осознание и сознательное управление энергетическими потоками, присутствующими в каждом человеке.

5. Пратьяхара – контроль ума, чтобы отвлечь и освободить его от власти внешних объектов и чувств. Очень высокий уровень контроля ума, позволяющий сознательно останавливать чувствования, не давать им развиваться и т.д.

6. Дхарана – концентрация. Способность удерживать ум на предмете размышления, не отвлекаясь ни на что.

7. Дхьяна – медитация. Более глубокая форма концентрации, в ходе которой сознание полностью сливается с объектом медитации.

8. Самадхи – высшая степень блаженства. В Самадхи сознание йога находится в глубокой медитации на том, что называется Параматма, или Всемирный Дух. Это высшая форма блаженства, цель йоги.

Чтобы путь был успешным, нужна твердая основа. Фундаментом Хатха-Йоги являются отнюдь не физические упражнения и практики, а предписания ямы и ниямы.

Яма

Яма – это основа основ, этические дисциплины и заповеди, которые признавались истинными во всех религиях, во все времена и у всех народов. Основными положениями ямы являются:

Ахимса – ненасилие (дословно – не-убий). В Хатха-Йоге ненасилие понимается шире, чем отказ от убийства. Йог не ведет пассивный образ жизни, и в сложных ситуациях он останавливает насилие, чтобы предотвратить его дальнейшее распространение. Это немного отличается от доктрины непротивления злу, поэтому ахимса иногда трактуется, как любовь.

Йог восстает против зла, которое творит человек, но не против человека, творящего зло. Он требует раскаяния, а не наказания за дурные дела. Осуждение зла и любовь к человеку, творящему зло, могут существовать бок о бок. Жена пьяницы, любя мужа, может все-таки противостоять его дурным привычкам. Противостояние без любви ведет к насилию; любовь к человеку, творящему зло, без противостояния злу в нем -это безумие, приводящее к несчастью. Йог знает, что правильный путь, которому надлежит следовать, - это любить человека и в то же время бороться со злом, которое есть в нем. Побеждает в этой борьбе тот, кто борется со злом любовью. Любящая мать иногда отшлепает своего ребенка, чтобы отучить его от дурной привычки. Таким же образом истинный последователь ахимсы любит своего противника.

…Насилие возникает от страха, слабости, невежества или беспокойства. Чтобы справиться с ним, прежде всего необходима свобода от страха. А для достижения этой свободы надо изменить взгляд на жизнь и переориентировать ум. Насилие отступит, когда человек научится основывать свою веру на реальности и исследовании, а не на невежестве и догадках. …Ахимсе сопутствуют абхая (свобода от страха) и акродха (свобода от гнева). (Б.К.С. Айенгар «Йога Дипика – взгляд на йогу)

Сатья – правдивость. Принцип сатья предполагает совершенную правдивость во всех проявлениях жизни. Йог не обманывает ни других, ни себя, придумывая иллюзии или оправдания для своих поступков. Сатья распространяется на его мысли, слова и дела, а не только на речь. Что касается речи, то для нее характерны четыре особенных греха, нарушающих принцип правдивости. Это: 1) брань и оскорбление; 2) лжесвидетельство; 3) распространение сплетен и клеветы; 4) высмеивание того, что является святым для других.

Астея – не-укради. Принцип «неворовства» также трактуется очень широко. Йог не ограничивается отказом брать без спроса то, что принадлежит другим. Воровством считается использование вещи не по назначению, нарушение доверия, злоупотребление или плохое использование чего-либо. Даже тело получает ровно столько, сколько ему нужно (а нужно ему очень немного), и любое пресыщение расценивается, как нарушение принципа астея.

Брахмачарья – целомудрие, посвященное самообузданию и религиозной жизни. Брахмачарья не означает полный отказ от половой жизни или отшельничество. Многие йоги и брахманы были женаты и выполняли общественный долг, поскольку это входит в предписания кодексов законов (смрити). Но всю свою жизнь человек рассматривал, как служение Высшему и постижение Его мудрости, разлитой во всей жизни (в т.ч. в жене, детях, обществе). Руководствуясь принципом брахмачарья, человек направляет все свои силы на благоразумные цели. Физические усилия направляются на богоугодные дела, ментальные и интеллектуальные способности – на развитие духовной жизни и распространение культуры.

Апариграха – нестяжательнство. Эта заповедь защищает человека от алчности и дополняет принцип астейа. Примерами применения принципа апариграха в широком смысле являются: свобода от накопления вещей, в которых нет нужды; отказ принимать незаработанное или то что, дается в качестве услуги (это признак нищеты духа); упрощение взглядов на жизнь – йог получает все необходимое от мира, и накопление вещей для защиты будущего свидетельствует недостаточной вере в Бога.

Нияма

Нияма – это продолжение правил и норм поведения, но она имеет более индивидуальный характер, отличаясь этим от более универсальных принципов ямы. Основные принципы ниямы:

Шауча – чистота. Этот принцип также применяется в разных сферах жизни. Йог должен содержать в чистоте тело, одежду, жилье, место для духовной практики (даже выбор этого места имеет значение) и все, с чем прикасается. Дальнейшие практики асан требуют очищения не только тела, но и ума. Йог должен освободиться от несущих смятение эмоций (гнев, ненавсить, ярость, алчность, вожделение, гордыня, обман и т.д.). Необходимо контролировать свое мышление, чтобы очистить интеллект (буддхи) от порочных мыслей. Шауча предусматривает чистоту пищи, включая средства ее добывания. Для духовной эволюции требуется отказ от мясной пищи, но когда становиться вегетарианцем каждый решает сам (рано или поздно такое решение придет естественно, поэтому преждевременный и резкий отказ можно рассматривать, как нарушение принципа ахимса в форме насилия над организмом).

Сантоша – удовлетворенность. Без удовлетворенности ум мечется и не способен сосредоточиться, а продвижение по пути Хатха-Йоги требует спокойствия. Йог не ощущает недостатка ни в чем и развивает естественную удовлетворенность. Он утверждается в Божественной любви, поэтому его невозможно поколебать, и при этом его удовлетворенность не является пустым покоем мертвеца.

Тапас – рвение (корень «тап» означает гореть, пылать, сиять, быть снедаемым жаром или испытывать боль). Тапас наполняет каждое стремление йога, и этот огонь рвения сжигает все препятствия, стоящие между учеником и конечной целью – единством с Абсолютом. Есть несколько типов тапаса, относящихся к телу (каика), речи (вачика) и уму (манасика). К тапасу тела относится ненасилие (ахимса) и воздержание (брахмачарья). Тапас речи включает правдивость (сатья), исключение обидных слов и прославление Бога, не считаясь с личными последствиями (ложь во имя защиты тушит огонь рвения и духовности). Тапас ума – это культивирование такого мышления, при котором человек всегда сохраняет равновесие, спокойствие и самоконтроль. Также тапасом считается труд без ожидания личного вознаграждения.

Свадхьяя – самообразование. Это не просто запоминание новых знаний, а применение их в жизни. Йог читает священные писания разных народов, и использует их для самоочищения и улучшения жизни. Так знания превращаются в мудрость, становясь честью сознания человека, очищая его и возвышая.

Ишварапранидхана – Посвящение своей жизни, своих действий и своей воли богу (Ишваре). Зная, что все в этом мире принадлежит Всевышнему, йог не может гордиться за «свои» достижения. Это освобождает его от гордыни или иллюзии власти. Йог просит у Бога не то, что нравится ему самому, а то, что ему действительно нужно, и принимает все в своей жизни спокойно. Отсутствие желания личного удовлетворения освобождает от любых привязанностей и зависимостей, освещая ум Божественным Светом.

Хатха-Йога – не единственный путь

Нужно помнить, что Хатха-Йога была разработана Патанджали в определенных условиях. Она не акцентирует внимание на перерождениях (реинкарнцнации), понятии кармы и других аксиомах философии Востока, поскольку то время в обществе они воспринимались естественно и были общепринятым мировоззрением.

По мере роста духа Хатха-Йога превращается в Раджа-Йогу, как очередную ступень на пути к Абсолюту. Но этот путь не единственный, и в зависимости от своих качеств человек может избрать другие способы приближения, более созвучные его сознанию: Джнана(жнана)-Йога – постижение и приближение путем обретения знаний (развитие современного мира на основе науки можно назвать формой доминирования джнана-йоги); Бхакти-Йога – йога преданного служения, основанного на любви между преданным (бхакта) и Богом (христианство хорошо подходит под термин бхакти-йоги); Карма-Йога – йога «действия» (можно назвать ее йогой труда); Санхья-йога – развитие путем философского познания; а также многие другие школы йоги.

МедитацияНе следует думать, что разные йоги основаны на разных предпосылках. Путь карма-йоги не приведет к Абсолюту, если в нем не будет любви, а любовь бхакти-йоги останется бесплодной, если человек не будет трудиться, и обе школы будут безуспешны, если не будут руководствоваться  знаниями джнана-йоги. Различие разных систем в том, как оцениваются и компонуются одни и те же качества, сообразно сознанию своих последователей.

И какими бы путями не шли разные школы, они учат одним и тем же правилам мироздания. Если вспомнить сравнение тела с чудо-бульдозером, способным превратиться то ли в танк, то ли в космическую станцию, то разные школы учат одним и тем же правилам дорожного (космического) движения и рассказывают о предназначении пути. Именно этого не хватает современной науке и многим учителям, чтобы их усилия дали максимальные результаты и позволили человеку прожить жизнь с пользой и в гармонии с миром.

© Анатолий Филозоф

Категория: Самосовершенствование | Добавил: Agni (01.06.2014)
Просмотров: 890 | Теги: сознание, йога, саморазвитие, медитация | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 3
0
1  
Хатха-Йога не должна рассматриваться, как самостоятельная. Рост духа обращает ее в Раджа-Йогу. Нельзя назвать ни одного достигшего посредством Хатха-Йоги. К тому же в мире темных пережитков достижения Хатха-Йоги могут принести даже вред, своеобразно укрепляя астральное тело. Факиры могут приспособиться к миру темных пережитков и незаметно ослабить восхождение мышления. Даже недвижимый созерцатель может достичь больше, ибо мысль есть Раджа сущего. Красота рождается молнией мысли. Так, конечно, пламенеющий бхакти зажжет мыслью новые миры и ступень жнани будет лишь улыбкою раджа-бхакти. Потому Хатха и Жнана несамостоятельны.
Какой мудрец знания не будет владыкою любви?  (Агни Йога, 28)

Посмотрим, в чем разница и сходство Агни Йоги с прочими Йогами. Карма Йога имеет много сходства, когда она имеет действие с земными элементами, но когда Агни Йога овладевает путями к осознанию дальних миров, то различие становится очевидным. Раджа Йога, Жнана Йога, Бхакти Йога все они оберегаются от действительности и тем не могут проходить в эволюцию будущего. Конечно Агни Йог должен быть Жнани и Бхакти, и развитие сил духа делает его Раджа Йогом. Как красива возможность отвечать задачам будущей эволюции, не отвергая завоеваний духа прошлого! Можно не кичиться новизной, ибо лишь сочетание элементов обновляет возможности.  (Агни Йога, 161)

 Каждый человек принадлежит какой-нибудь Йоге, хотя бы в зачаточном или извращенном состоянии. Можно разделять людей по стихиям, также можно разделять по Йогам. Нередко в ханже узнаете уродство Бхакти Йоги. В несносном атлете — Хатха Йогу. В изувере — Раджа Йогу, в лицемере — Жнана Йогу. Но что же может быть выше принесения истинной Йоги, которая соединяет земное сознание с космическим пульсом! Можно ли представить нечто, заменяющее основное стремление воплощенного духа, нечто, чтобы заполнило астральное понимание, нечто, чтоб оправдало существование человечества? Но изучение Агни Йоги приближает человека к дальним мирам.
Можете спросить Меня — какие физические приемы полезны для Агни Йоги? Советую малую пранаяму утром, не более пяти минут, не нужно употреблять мяса, кроме копченого, фрукты, овощи, молоко, мучное, как всегда полезны. Также изгоняются все вина, кроме лекарственного употребления. Опиум враг Агни Йоги. Тучи на небе тяжки для Агни Йога. Советую обувь отделять резиной, и утром прогуливаться, избегая дыма. Мужественно можно встречать разнообразные сообщения из жизни, ибо невозможно решить, где худо и где хорошо.
Человек, принесший жизни истинную Йогу, совершает великое свое назначение... Так перед нами основание Агни Йоги.  (Агни Йога, 166)

На Западе появилось множество йогов, престижитаторов, учителей, магнетизеров, оккультистов, которые вращаются около явлений воли. Прекрасно умножая свои монеты, они за сходную плату каждого учат, как улучшить материальные условия, как располагать к себе людей, как приобретать влияние в обществе, как вести дела, как диктовать множество приказов и как делать из жизни подкрашенный сад. Развивая волю, некоторые из этих учителей как бы следуют по правильному пути, но они не указывают цель этого странствования и тем служат лишь ухудшению безобразных условий жизни.
Сильная воля, работающая на усиление ветхих предрассудков, не есть ли истинный ужас? Сколько напряжения потрачено будет на этих неооккультистов, чтобы уничтожить вред их духовного разврата! Имитаторы Хатха Йоги еще будут наименьшими по вреду.
Учение, прежде всего, не продается — это древнейший закон. Учение дает цель совершенствования, иначе оно лишено будущего. Учение минует личные удобства, иначе оно будет себялюбием. Учение предусматривает украшение бытия, иначе оно потонет в безобразии. Учение всегда самоотверженно, ибо оно знает, что есть Общее Благо. Учение почитает знание, иначе оно есть тьма. Явление в жизни Учения происходит не среди выдуманных обрядов, но по основанию опыта. Считаю, Учение проходит путь вне шелухи пережитков.
Радость есть особая мудрость.  (Агни Йога, 404)

Вы знаете, как при напряжении некоторых центров наблюдается сокращение мускулов и, наоборот, сокращение мускулов может вызвать сильное ощущение в центрах. Если придти к этому путем рассудка, может получиться Хатха Йога, но благородное чувствознание всегда направлено к восхождению. (Агни Йога, 564)

0
2  
Люди легче признают научность низшей Хатха Йоги, но высшие знаки они даже не пытаются ввести в круг научных наблюдений. Но что же стоят механические сиддхи по сравнению с явлениями высшего сердца? Сиддхи тела не могут быть применяемы часто, между тем, как сердечная деятельность протекает беспрерывно. Конечно, нужно углублять внимание, чтобы наблюдать тончайшие явления сердца. Но серьезные опыты также требуют внимания. Разве не лучше приучиться к внимательности на собственном сердце? Эти опыты внимательности не пропадут втуне. Они лучше всего пригодны к приближению к Тонкому Миру. Уже не видит конца наблюдений, кто однажды прислушивался к своему сердцу. Наблюдения, начатые в одном доме, неминуемо поведут сознание наблюдающего всемирно, и укажут путь к Высшим Мирам. Зачем писать множество формул, не желая приложить их к жизни! Соприкасание с тончайшими энергиями утончает все существо. Кто вступил на путь огненный, тот понимает о каком утончении, зоркости и бдительности говорю. (Сердце, 448)

Спросят — если для Хатха Йоги нужны упражнения тела, то для других Йог нужны ли эти движения? Не имели их Архаты и подвижники. Действительно, они имеют испытание духа, который не только подчиняет тело, но заменяет для него упражнение плоти. Только признание духа может заменить остальное.  (Мир Огненный ч.1, 380)

Почему так трудно воспринять закон, что каждая энергия есть уже и физическая мощь. Люди могут двигать мускулами посредством воли, значит, эта энергия является физическим рычагом. То же самое можно видеть при сравнении физических  упражнений атлетов и хатха-йогов, которые в значительной степени достигают приказом воли различных достижений мускульных. Так нередко мыслящий человек не терял и физическую силу. (Аум, 527)

Теперь вы можете тем более понять, почему Хатха Йога не указана Нами. Она менее других устремляет человека к всеначальной энергии. Правда, она через совершенство мускульное и приказа воли медленно подвигает человека, но оставляет в небрежении самое основное, с чего нужно начать. Зачем идти только снизу, когда лучшие дары  сверху. Разве не будет скорейшим продвижением познание самой основной энергии? Не хатха-йог сказал — «Мир есть мысль».  (Аум, 540)

0
3  
Урусвати знает огненность всегосущего. Наука, изучая нервную систему, неминуемо встретится с излучениями человека; она утвердит огненное начало, проникающее все.
Много говорят об аурах, но совершенно не понимают причины и следствия их. Не скоро наука поймет, почему излучения иногда назывались знаменем человека. Для понимания такого определения, нужно знать и условия Надземного Мира. Человек несет свое знамя, когда живет в Надземном Мире, он не может скрыть свой свет. И не удивительно, что он может оказаться мощным магнитом или предметом отвращения. Именно земная жизнь может создать последствия неизгладимые; тем скорее должны подумать люди о качестве своего излучения. Каждое добротворчество уже улучшает  излучение. Люди могут помочь себе, помогая ближнему.
Урусвати также знает, что современная Йога — связь с Высшимдолжна осуществляться среди обыденности жизни. Не уход от жизни, но претворениеее заповедано. Огненная сущность есть магнит сердца. Именно сердце можетотворить вход в Высшие Миры. Не нужно особых истязаний. Любовь, труд и красота доступны всем, в любом состоянии. Нужно утвердить жизнь на этих основах. Нужнодетям разъяснить насколько они кузнецы своего счастья. Пусть воспитание идет впереди образования. Тонкие энергии представляют чудесную, многострунную арфу.
Мыслитель говорил: «Огненное Знамя, освети Горний путь». ( Надземное, 812)

Форма входа