Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Одержимость » Самосовершенствование

Мужество (ч.4)

Предыдущая часть: Мужество (ч.3)

Связи мужества

Завершая описание мужества, нужно осветить взаимосвязанные качества сознания. Часть из них помогают строить само мужество, другие соседствуют в возжигании лучших огней ауры, а для некоторых само мужество будет слагающим компонентом.

Находчивость

Находчивость – будущее, движение и преданность. Каждый восхитится, наблюдая, как корабль лавирует против ветра, поворачиваясь то правым, то левым бортом, чтобы быстрее достигнуть назначения. Так находчивость отвечает поиску лучших путей при сознательном устремлении к цели, что отличает ее от изворотливости, которая лишь отстаивает настоящее, тая в своих извивах лукавство, окаменение и защиту. Потому находчивости сопутствует зажигание огней, и много лучшего пламени сопровождает именно мужество и находчивость[1].

Воображение

Примеры мужества – хороший способ направить рост воображения в созидательную сторону.

Урусвати знает ценность чистого воображения, около него живут воодушевление, восхищение и прочие пособники восхождения. Нужно особенно подчеркнуть чистоту воображения, иначе преступники подумают, что их воображение ценно.

Невежды полагают, что воображение образуется само и не требует воспитания, — большое заблуждение! ибо все качества нуждаются в воспитании. Нужно напитать воображение самыми лучшими примерами героев самоотвержения. (Надземное, 742)

 

Терпение

Немало мужества требуется, чтобы принять труд как совершенствование, продолжающееся в Беспредельность. Негожи хаотические прыжки, но неуклонное движение соответствует пути идущих стезею вековых накоплений. При таких масштабах проявится истинное терпение, и можно смело сказать, что терпеливый по природе человек будет вынослив и мужественен[2]. Но терпение следует понимать не как бездействие, но спокойное горение, напряжение и противостояние.  Как уже было сказано – «подождем среди трудов». Такое терпение способно обуздать раздражение и выработать против его отравляющих продуктов особую субстанцию, обезвреживающую их[3].

 

Радость

С высоты бросается в глубины вод опытный пловец, чтобы ощутить смелость и радость, возвращаясь на поверхность. Сознательный дух при погружении в материю плоти так же чувствует себя, предвидя вознесения обратно в горние сферы, и опыт делает радостным такое испытание[4].

Радостью и доверием можно перейти многие пропасти. Особенно полезна радость подвигу, она дополнит мужество, чтобы создать щит неуязвимый. Путь радости будет полон восторга и торжественности. И когда при осознании целесообразности и доверия радость наполнит обращение к Высшему, такая молитва зазвучит мужеством[5]. Потому радость также называют особой мудростью, и она должна дополнить терпение.

Нужно поверх всех забот помнить, что путь долог и следует запастись терпением и мыслью обо всем полезном в пути. Но следует такую необходимость уметь сделать для себя радостной. Без этого качества сердце будет, все-таки, смущаться и тем обессиливать. Также следует познать, что мужество неразрывно с радостью. Ведь даже самый трудный подвиг не может быть унылым. Раб может работать в унынии, но огненный дух преображает все пресветлою радостью. И тепло источается от радости. Но напомните, как радость, тепло и огонь живут в сердце. Не скупитесь напоминать о таких жильцах сердца. Люди, все-таки, о сердце вспоминают, и каждый любит тепло, называя его задушевностью. Потому умейте сказать всем в самой доходчивой установленности о самом радостном. Так постучитесь в огненную дверь души человеческой. (Мир Огненный ч.3, 597)

 

Бодрость

Бодрость дополняет особую мудрость радости. Каждое приближение к достойной цели похвально, и в целесообразности достижения можно почерпать силы против препятствий. Истребление скверны – строительство будущего, и к тому рассеиванию тьмы, как к долгу человека, призывают его Высшие Силы[6]. Нужно преисполниться всем значением происходящего, чтобы и герой и близко не подпускал смущения.

Нелегко постоянно мужественно знать, что каждое мгновение обновляет миры, но из этого источника родится неисчерпаемая бодрость. (Мир Огненный, ч.2, 70)

 

Наблюдательность

Много уже говорилось об опасностях, и не для того, чтобы сломить мужество, но чтобы заострить наблюдательность. Заботливая подробность может стать лучшим ключом к великому подвигу, и внимание к малому очень значительно при восхождении[7]. По подробностям часто познается главное, как в самом себе, так и в окружающем. Также, наблюдательность открывает истинный облик мира, и ее развитие ведет к бесстрашию, ведь нельзя бояться того, что нас окружает[8]. К тому же, героям приписывается знание того, как трава растет, разве не будет это требованием высшей наблюдательности[9]? Наблюдательность сохраняет от рассеянности, и невозможно представить рассеянным мужество. Не сравнить клинок мужества с горстью песка[10].

 

Любовь

Расширенное сознание умеет сочетать нежность любви и суровость долга, строители новой жизни не устрашаться такими противоположениями.

Правильно указывается, что любовь есть ведущее, творящее начало, значит любовь должна быть сознательна, устремлена и самоотверженна. .... Сердце, преисполненное любви, будет действенным, мужественным и растущим до вмещения. (Иерархия, 280)

Не труд согбенный, но героическое преодоление будет знаком Любви-Победительницы! (Аум, 201)

 

Служение - сотрудничество

Любовь и сострадание направят мужественного героя на помощь другим. Если в сознании приложено сотрудничество, его выражением становится каждое рукопожатие, взгляд и даже мысль. Решимость направляет любовь в самые темные бездны, чтобы помочь страждущим, чтобы мужественно вести их вверх и защищать на этом пути. Велик подвиг сотрудничества и в земном, и в Тонком Мире, приучая человека нести пользу решительно везде[11]. Такой путь сострадания и действенной любви называется Великое Служение, открывающее весь потенциал духа.

Когда дух понимает, что Служение Космосу есть проведение в жизнь высших принципов, то он напрягает лучшие рычаги духа. В бесцельном существовании заключена усыпленность всех высших центров. Потому, когда мысль великого духа будит сознания к высшему пониманию Служения, то можно утверждать, что космическое устремление дается человечеству. Потому так важно, когда мысль Служения проникает в человечество. Носители высших мыслей эволюции утверждают Нашу Волю. Так устанавливается высшая космическая кооперация. Так Мы несем Космическое Служение, вместе. (Беспредельность ч.2, 781)

Где же то чувство, где же та субстанция, которой наполним Чашу Великого Служения? Соберем это чувство от лучших сокровищ. Найдем части его в религиозном экстазе, когда сердце трепещет о Высшем Свете. Найдем части в ощущении сердечной любви, когда слеза самоотвержения сияет. Найдем среди подвига героя, когда мощь умножается во имя человечества. Найдем в терпении садовода, когда он размышляет о тайне зерна. Найдем в мужестве, пронзающем тьму. Найдем в улыбке ребенка, когда он тянется к лучу Солнца. Найдем среди всех уносящих полетов в Беспредельность. Чувство Великого Служения беспредельно, оно должно наполнить сердце навсегда неисчерпаемое. Священный трепет не станет похлебкою обихода. Самые лучшие Учения превращались в бездушную шелуху, когда трепет покидал их. Так среди битвы мыслите о Чаше Служения и принесите клятву, что трепет священный не оставит вас. (Сердце, 509)

Кто же они, которые не ценят и не любят единения? Они никогда не испытали чувства непоколебимости, всегда соединенного с единением. Они не знают мужества, неразрывного с единением. Они отвергли продвижение, которое сильно единением. Они не приобщились к радости, существующей в единении. Они презрели твердыню единения. Что же им осталось? Или гнуться под вихрем, или сохнуть под солнцем, или гнить в плесени предрассудков. (А443)

 

Преданность, верность, доверие

Идущий путем космического совершенствования становится в ряд сотрудников Иерархии. Не может земной разум понять волю Космического Магнита, потому важно преданно следовать за Гуру, как и Он в полном доверии следует за своим Владыкою.

Можно полюбить этот путь преданности. Можно прикрепиться к нему всем сердцем, так, чтобы иное решение стало невозможным. Именно такою преданностью строятся Миры. Можно прочесть самые прекрасные примеры преданности и это будет повесть о Героях. Нужно побыть героями. Можно полюбить эту Огненную Сферу. (Мир Огненный ч.1, 614)

Урусвати знает как прекрасны излучения чувства доверия. Из скал доверия слагается гора верности, которая пребудет украшением Вселенной. В понятия верности сочетаются лучшие основы жизни, там и любовь, и красота, и преданность, и мужество, и мудрость. (Надземное, 619)

 

 

Спокойствие, равновесие

После мужества приходит спокойствие. Не может вооружиться спокойствием трус. Но как прекрасно спокойствие меча истины, потому нужно твердить себе о мужестве, как о вратах необходимых. (Сердце, 240)

Спокойствие сердца не есть успокоение. Горящее сердце не может успокоиться. Спокой сердца есть твердость и непоколебимость. Таким пониманием можно достичь напряжения, которое ведет к Нирване. Но сколько ступеней нужно мужественно пройти, чтобы осознать непоколебимость сердца. Легко говорить при кажущемся покое окружающего, но нужно искать закаление сердца не в бездействии. Конечно, действие не в махании рук, но в напряжении сердца. (Сердце, 379)

Урусвати знает, как трудно воспринимают люди так называемое внутреннее мужество. Не легко указать, что внешнее мужество может быть обманчиво. Человек может показаться мужественным, но внутри он может трепетать. Можно привести множество примеров, когда именно отсутствие внутреннего мужества причиняло гибель. Но не смешивайте это качество с многими соседними.

Люди скажут: «Наверное вы говорите о спокойствии?» — Не совсем, ибо мужество есть лишь один аспект спокойствия. Также и равновесие есть лишь сосед мужества. И трудно сказать, как вместить внутреннее мужество, как постоянную готовность к смелому мышлению и действию.

Человек может ощущать радость, когда ничто не препятствует ему совершить прекрасный поступок. Обычно много соображений мешает даже помыслить о подвиге. Пусть человек мысленно совершает героические подвиги, из таких подвигов слагается светлая аура. Когда же упрочится этот свет, человек сможет пренести и в действие свои мечты.

Не напрасно сказано, что каждая мечта когда-то претворится в действительность. Но нужно иметь большой запас таких дерзаний. Внутреннее мужество может дерзать, и этому надо учиться не только для Надземного Мира, но и для Земли. Умейте понять, что все полезное для Надземного Мира полезно и для Земли. Так нужно в спокойствии мыслить о самых геройских подвигах. Может быть, при этом вспомните и нечто из прошлых жизней. Каждый или совершал подвиг, или мечтал о нем. Подвиг можно совершать во всех земных состояниях.

Мыслитель говорил: «Воин не только тот, кто носит шлем». (Надземное, 607)

Мы часто напоминаем о спокойствии. О нем нужно сказать тоже самое, как о Нирване. Для ничтожеств спокойствие есть бездумье, безволие и безразличие, но для сильных оно будет высшим напряжением, в нем скажется расширение сознания, мудрость и мужество. Таким образом, спокойствие есть выявление великого потенциала. К нему нужно сознательно готовиться и нужно понимать, что неминуемы посылки психической энергии. (Надземное, 682)

 

Самообладание

Самообладание есть очень сложное качество. Оно состоит из мужества, терпения и сострадания. Но мужество не должно переходить в гнев, сострадание не должно граничить с истерией и терпение не должно быть ипокритством. Так сложно самообладание, но оно неизбежно нужно при вступлении в Миры Высшие. Следует очень заботливо развивать это синтетическое качество. В школах следует ставить ученика перед лицом самых неожиданных обстоятельств. Преподаватель должен следить насколько сознательно принимаются впечатления. Это не будет суровая спартанская школа физической выносливости и находчивости, но это будет почерпание из сердечной энергии, чтобы понять вещи с достоинством. Не многие сохраняют память о самообладании; как только они выходят за пределы обихода, они начинают производить ряд странных движений, произносить ненужные слова и вообще являют ложный вид духа и тела. Можно представить насколько такие люди потеряют достоинство при переходе через великие границы. Нужно помнить, что приближаясь к Свету, нужно и свою лампаду нести нерасплесканной. Такое путеводное совершенство нужно приобрести в телесном состоянии. Потому опытные люди просят об испытаниях, иначе на чем утвердить силу нашу? Пусть каждое земное действо имеет в виду путь высший. Пусть каждая мысль может быть повторена перед Огненным Миром. (Мир Огненный, ч.1, 634)

 

Самоотверженность

Среди огней сердца самый яркий пламень самопожертвования. Именно этот доспех отвращает стрелы вражеские и создает прославленную неуязвимость. Огонь мужества лишь часть пламени самопожертвования. Конечно, самопожертвование не значит непременно принесение себя в жертву, но оно соответствует готовности победить за дело Высшего Мира. Также можно заметить отклонение огней при малейшем уклонении от Иерархии. Как вихрь погашает светочи, так уклонение в бездну Хаоса разрушает огни сердца. Не странно ли видеть за одним столом и уклонившихся и идущих к победе? Они как бы вместе одинаково кончают земную еду, но дух их уже в противоположных областях. Сердце очищенное ощущает эти противоположения. Часто оно затрудняется решать по виду, но сущность ему ясна. (Сердце, 536)

Самый мощный показатель подвига есть самоотверженность. Конечно, нужно понимать это космическое понятие во всей его красоте. Не только на поле битвы дух украшен мощью самоотверженности. Пройти путь жизни стремительно; пройти все жизни по струне; пройти все пропасти с песнями может лишь дух самоотверженный. (Мир Огненный, ч.3, 75)

Мужество выедается каждым приступом саможаления. (Аум, 502)

Что есть путь естественный? Самое неограниченное познавание в терпимости и терпении, без всякого сектантства. Неограниченное познавание нелегко усваивается. Все около трудов человеческих ограничено. Каждое занятие как бы пресекает многие пути сообщения. Даже хорошие умы бывали загнаны в тесное русло. Болезнь самоограничения не похожа на самоотвержение. Для удобства ограничивает себя человек! Ведь исключением будут смелые действия для неограниченного познавания. Злоба и ненависть совершают свои действия в ограниченности. Для неограниченного действия нужно преисполниться доброжелательством и находить причины и следствия глазом добрым. Суровость труда не имеет ничего общего с осудительством. Осуждают люди ограниченные. Из осуждения не родится усовершенствование. (Братство, 41)

 

Дерзание

Что же венчает мужество в Космическом Равновесии? Когда дух, познавший Красоту и Целесообразность построения, дерзает приобщиться к нему, его подвиг напитывает пространство лучшими огнями.

Уже знаете полезность препятствий, уже знаете полезность неприятностей. Может быть даже полезность ужасов. Конечно, для Нас и для вас нет ужасов в обыкновенном смысле. Наоборот, ужас без страха обращается в действо космической красоты.

Можно ли думать о красоте без аккорда восхищения? Теперь Мы кричим, Мы посылаем знаки боя, но поверх всего восхищение перед великими решениями. Мужество открывает все двери. Нельзя — мы произносим сами, между тем, все сущее кричит — можно!

...Утрите слезы благости, Нам нужны искры возмущения духа! (Община, 58-59)

 

Только когда в одиночестве, когда не нуждающийся в вещах, когда неоплакивающийся, когда нетерпящий, тогда радуется дерзновенный. Так начнем переводить Нашу древнюю книгу Дерзания. ... Дерзновение обычно незамечаемо людьми, ибо в природе своей оно необычно. Необычность является судорогой для сердец.

Где же ты, превозмогший? Где же ты, обративший судорогу в прыжок к свету? Услышь, дерзновенный! В темноте ночи подойду благословить обувь твою и осыплю искрами света изголовье твое, ибо сон дерзновенного подобен затиханию лютни, когда все семь струн полны тайны, когда сон дерзновенного подобен затишью перед вихрем, перед которым недвижны даже тончайшие стебли.

Неужели лев потрясает рыком миры? Нет, это проснулось дерзновение и раскрылся царственный лотос духа. Братья, сойдемся в палате радости, цветок раскрылся, великое колесо воздвиглось. Радость Наша сойдет на подземные миры и вознесется к надземным Братьям.

Лучшую песнь поем дерзновению. (Агни Йога, 10)

Примером подвига дерзания может стать книга Фомы Кемпийского «Подражание Христу». В противовес всему идолопоклонству средневековья раздался голос, зовущий не поклоняться Учителю, но приближаться к Учителю в подражании Ему. В этом обращении можно заметить отличительные черты дерзания. Оно противоположно обыденности, оно зовет к действию нового дня. Лучше ошибаться в действии, так как оно все же нагнетает энергию, которую впоследствии можно умножить и перенаправить, но ошибка в бездействии не получит и того оправдания[12]. Не будет зажжен огонь духа бездействием[13].

Другая черта дерзания – его созидательность, устремление к Свету. Дерзающий должен вооружиться светочем сердца, чтобы найти границу между дерзанием и невежеством, возомнившей о вседозволенности. Риши и подвижники дерзали, но не противились закону Бытия. Такое безумие безобразно и ведет к одержанию со всеми мрачными следствиями[14].

Дерзание духа отвечает готовности к защите своих ценностей. При неожиданных несчастьях оно может воспламенить психическую энергию, но не вспыхнет это пламя при трусости или растерянности. Потому полезно упражняться в светлых дерзаниях для опыта концентрации психической энергии[15].

Иногда путь к дерзанию лежит через терпимость. При самой ярой устремленности понадобится не только чувствознание, но и разумное допущение, чтобы не упустить возможности при встречах с людьми. Так, благодаря широкой терпимости, открывается путь светлому дерзанию и прекрасному мысленному творчеству[16]. Но даже в одиночестве искра дерзания воспламеняет путь к прекрасному подвигу, вершины которого осеняются твердынями духа.

Дерзание духа есть начало восхождения. Явление истинного дерзания указывает духу как утверждение мерила всех действий, так и направление, ибо дерзание не допускает малодушия. Дерзание искореняет все попытки предательства. Кто познал в духе истинное дерзание, тот знает красоту Служения. Дерзающий знает путь достижения и не страшится ничего. Жизнь его полна преданностью Иерархии. Каждый общинник может подумать о красоте огненного дерзания, ибо оно освобождает дух от всех житейских оков. Дерзающий не страшится явления одиночества, ибо в духе чувствует связь с Иерархией Света. Дерзающий знает, что радость духа заключается только в достижении. Не нуждается дерзающий в человеческих признаниях, ибо его достижение есть венец, сплетенный трудом и устремлением. Только герои духа знают истинное достижение. Так дерзающий будет освобожден от самости. Он знает истинное Служение на благо человечества. На пути к Миру Огненному запомним о дерзании. (Мир Огненный, ч3, 55)

Не нужно понимать Великую Душу, как совершенно отдельную. Каждый Махатма начал свое восхождение из гущи народной, лишь дерзнув избрать трудный путь Великой Души. Также рядом с дерзновением он открыл в сердце возмущение духа, ибо как же иначе вспыхнут огни? (Иерархия, 304)

Дерзание — подвиг красоты, который венчает Служение... Венец подвига сплетается сердцем, и окрыленный дух творит свою возносящую Карму. Трудно просачиваются искры творчества пути Кармы, и еще меньше понимается Истина Кармического действия. Не извне приходит то, что принято считать Кармой. В каждой клеточке заключена Карма, дух несет свое достижение и свой доспех.

Солнцеподобная Карма будет заключать все пламенные подвиги. Творчество такого солнцеподобного сердца вмещает в себе, именно, все боли и борения духа. Но солнцеподобное сердце сознает принадлежность к течению Космического Сознания. Венец солнцеподобного сердца есть, истинно, пламенный подвиг. (Мир Огненный, ч.3, 91)

Итак, вооружившись сознательным мужеством и знанием сужденных возможностей, можно перейти к рассмотрению и других качеств, дополняющих уже изученные достоинства духа. Чтобы облегчить восхождение к Красоте, следующая глава будет посвящена компонентам доброжелательства.

 

Дети на фоне Космоса

 

...Продолжение следует...

 

© Анатолий Филозоф

 


[1] Агни Йога, 458. [2] Надземное, 548. [3] Сердце, 478. [4] Братство, 320. [5] Аум, 113. [6] Аум, 11. [7] Сердце, 223. [8] Сердце, 426. [9] Агни Йога, 561. [10] Надземное, 660. [11] Сердце, 204. [12] Агни Йога, 426. [13] Агни Йога, 429. [14] Мир Огненный, ч.2, 417. [15] Мир Огненный, ч.3, 413. [16] Надземное, 714.

Категория: Самосовершенствование | Добавил: Agni (16.01.2017)
Просмотров: 112 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Форма входа