Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Одержимость » Самосовершенствование

Переживание мира

Предыдущая часть :  Космогенезис жизни

 

Переживание мира

 

Ежедневно происходит непрестанное повторение великих циклов рождения и смерти в миниатюре. Каждое действие, совершающееся в физическом мире, представляется как реализовавшийся духовный импульс, влияющий на окружающую Единую Жизнь. Затем информация о произошедших изменениях или следствиях поступает обратно к источнику – духовому началу. Полученные чувствования – это реакция на изменения. Когда они подвергаются аналитической обработке на более сложных уровнях сознания, происходит ассимиляция полученного опыта Высшим Я. Беспрестанную череду духовных импульсов и моральных следствий условно можно представить как «выдох» и «вдох», жизнь и смерть, – развёртывание малой вселенной (микрокосма) изнутри наружу с последующей реакцией снаружи вовнутрь.

 

Чувствование Космоса

 

В описанном процессе только часть восприятий достигает интеллекта, претворяясь в сознательный опыт личности. Остальная часть анализируется и усваивается на более тонких уровнях сознания, недоступных грубому восприятию мозга, но, тем не менее, влияет на его деятельность. Человек может отмечать проявление различных эмоций и чувств, или же перемены настроения, как следствие тонких внутренних процессов в сознании аналогично тому, как его глаза не могут воспринимать движение молекул воздуха, но видят колыхание трав и движение облаков.

А что такое чувства, эмоции или настроение? Познавая окружающий мир и происходящее внутри себя, человек оценивает его и реагирует соответственно. Поэтому чувство можно рассматривать как отношение человека к миру или тому, что он испытывает, выраженное в форме непосредственного переживания[1].

Повторение определенных воздействий и реакций на них вырабатывает шаблонные алгоритмы поведения, касающиеся тонких сфер психики, или же – тела причинности. Именно здесь следует искать корни характера и темперамента, а также необъяснимых врожденных идиосинкразий. Возможно, какие-то жизненные обстоятельства в прошлых воплощениях оставили столь сильный отпечаток на тонком теле, что
устранение последствий потребует не одну жизнь, точно так же и в текущем воплощении могут формироваться будущие симпатии или антипатии[2].

Непосредственно от переживаний можно перейти к качествам человека, рассматривая их как способы взаимоотношений с окружающей средой, выработанные на уровне причинности. Чтобы облегчить понимание механизма качеств, достаточно лишь немного расширить или утончить сферу действия комплексов, предложенную К.Г. Юнгом[3].

 

Сознание: эго, личность, индивидуальность

 

Исследуя сознание, нужно помнить, что это процесс, а не что-то статичное. Оно формируется из потока получаемых из внешнего и внутреннего мира впечатлений, их обработки и оценки. Всё вокруг и внутри находится в постоянном движении, и сознание также является непрестанно изменяющимся потоком в силу реакций,  происходящих в сфере восприятия определенного центра, регистрирующего происходящие изменения.

Часть из полученного опыта удерживается вокруг центрального ядра, представляя память, познавательные способности, индивидуальный характер и другие особенности микрокосма. Все эти процессы организованны определенным образом, формируя комплексы разного уровня сложности. Каждый комплекс обладает своим ядром, чьё притяжение удерживает необходимые процессы вместе. И центр, удерживающий вместе сложную структуру, не следует связывать только с деятельностью мозга или другого физического органа. Сам состав клеток почти полностью изменяется каждое семилетие, и на микроуровне всё внутри находится в движении в каждый конкретный момент. Тем не менее, многие восприятия детства продолжают влиять на жизнь человека до старости, а само тело и характер человека формируется с заложенными предпосылками еще до того, как мозг научится определять себя как «я».

Ещё одной важной особенностью комплексов является их самостоятельность. Аналогично тому, как магнит эго или личности удерживает вокруг себя составные комплексы, в каждом из них также присутствует свой центр или ядро, обладающее определенным уровнем сознания. Его можно сравнить с программой автопилота, благодаря которой освобождаются время и мыслительные ресурсы водителя транспортного средства. При необходимости он может внести в управляющую программу какие-то изменения, или же предусмотреть алгоритм самоусовершенствования, чтобы сконцентрироваться в ходе движения на решении других задач. У человека могут быть центры «Я», подобные описанному автопилоту, на разных уровнях: эго физического тела, самосознание астрального тела, а также самосознание ментального тела.

Астральные области являются посредствующим звеном между личностью и индивидуальностью, а также между грубой материей физического мира и духовным. Например, отвечая за жизнеобеспечение тела, астрал может подсказывать какую поправку нужно внести в пищевой рацион, вызывая острое желание к употреблению определенных продуктов, в которых содержатся необходимые для жизни вещества и элементы. Но астральное тело включает комплексы, представляющих чувства и желания, и от качества последних зависит его поведение. Может случиться так, что физический человек хочет как-то изменить свою жизнь, а ленивый астрал препятствует воплощению решений, и тогда необходимо тратить дополнительные силы на его укрощение. В общем, у человека, любящего земные наслаждения, астрал стремится к удовлетворению страстей. И он же помогает стремящимся к духовности тоньше воспринимать реальность, не разрывая уз материального мира.

 

Тонкие грани

 

В любом случае, все уровни сознания человека предназначены для лучшего переживания происходящего внутри и вовне, познавания мира и понимания своего места и роли в жизни Вселенной. С опытом происходит овладевание материей, утончение средств познавания её потенциала, а также развитие качеств сознания, необходимых для гармоничной жизни в окружающем мире.

Примером тонких оттенков человеческих качеств может стать смелость. Здесь можно отметить бесстрашие, безбоязненность, т.е. отсутствие страха. Но качество любого бесстрашного действия зависит от нравственности человека: кто-то может иметь дерзновение, чтобы достичь поставленной цели или отстаивать убеждения вопреки давлению мирских авторитетов, а кто-то исполняется дерзости, совершая наглый поступок, а порой и преступление. Или же другой аспект смелости – мужество, как душевная стойкость и спокойствие, выливающееся в отважных поступках и подвигах. А при наличии воли и решительности рождается храбрость...

Сколько разных оттенков смелости, изменяющихся либо от нравственной подоплеки её проявления, либо от сочетания с другими качествами! И если можно говорить не о спонтанном поступке, а о проявлении присущего человеку свойства, то оно представляет собой целостный комплекс, свойственный его личности или индивидуальности. И этот комплекс-качество можно исследовать, используя самый широкий арсенал средств, начиная от изучения морально-нравственных основ философских систем и духовных учений, и заканчивая опытами в химических и физических лабораториях, причём каждому дано производить опыт над развитием собственного сознания, не уходя из жизни.

 

Многое, так близкое, остается неисследованным. Разве вполне исследованы пот и слюна? Читаем о ядовитой слюне, знаем слюну благодетельную; слышали о разнообразии свойств пота и все-таки оба выделения не исследованы. Пот труда или пот объедения не будут схожи. Слюна гнева и слюна помощи различны, но эти признаки примитивны. Каждое человеческое состояние производит особую химическую реакцию. Изучая это, поистине, космическое разнообразие микрокосма, можно прийти к решению физического и духовного мира. У человека развитого и реакция будет разнообразная. Можно узнать пот молитвы и высокого сердечного устремления, как он будет отличен от пота корысти. Пот бегущего оказать помощь совершенно отличен от пота спешащего убийцы. Среди этих противоположных реакций, сравнивая, можно нащупать продукты психической энергии. Так близки дальнейшие преуспеяния. Конечно, сам испытатель должен проявить достаточно чуткости. Придется ему различать разные эмоции и путем честного сопоставления очистить многие смешанные понятия. Связь выделений с изменениями ауры также обогатит опыт, при этом совершенно не нужны никакая вивисекция и прочее мучительство. Испытатель может посещать всевозможные места человеческих проявлений и собирать естественные, непринужденные выявления. Труднее всего будет с продуктами молитвы и высшего устремления, иначе говоря, с самыми значительными выражениями. Но и в этих явлениях хотящий найдет истинные сокровища. Вы заметили появление пота в связи с сердечным движением, именно это редкий образец стремления сердечного. Так вы советуйте молодым врачам и учёным обратить внимание на спешность этих наблюдений среди огненных заболеваний, о которых Мы уже говорили. Эти наблюдения будут весьма полезны. Не следует забыть о грядущих огненных эпидемиях. Много распространённых напоминаний прошло по истории человечества. Особенно теперь, когда пользование неизученными энергиями достигает значительных размеров, нужно помнить о возможности возвратного удара. Учёные должны обратить внимание на особенность многих заболеваний. Нельзя объяснить их лишь сгущением общественного водоворота. Причины гораздо глубже, и Наш совет о воспитании сердца очень своевременен. (Сердце, 584)

 

Изучение психосоматики способствует пересмотру взглядов на лечение многих недугов. Обращая внимание на душевное состояние человека, врач может нащупать корни его заболеваний. Небольшой сердечный разговор способен внести изменение в мышление, тогда и микстуры с таблетками быстрее помогут, и шансы на повтор болезни уменьшатся. Конечно, сам врач для этого должен обладать не только проницательностью, но и авторитетом, чтобы его совет был принят и возымел действие.

Также следует обратить внимание на роль сердца. Именно этот орган считается домом духа, связующим звеном между физическим, астральным и ментальным миром. И развитие психических качеств человека, по сути, является развитием или воспитанием сердца.

 

Солнце есть Сердце Системы, также сердце человека есть солнце организма. Много солнц-сердец и Вселенная представляет систему сердец, потому культ Света есть культ Сердца. Понять это отвлеченно, значит оставить сердце в холоде. Но, как только Свет солнца-сердца сделается жизнью, потребность тепла магнита засияет, как истинное солнце. Сказано — «Перейди Сантану[4] по сердцу». Так можно отеплять понятие сердца. Можно считать ритм сердца, как ритм жизни. Учение о Сердце светло, как солнце, и тепло сердца спешит так же быстро, как и солнечный луч. Каждый изумлялся как мгновенно отепляет все луч, восходящего солнца. Также может действовать сердце!

Говорю о теплоте сердца, когда она особенно нужна. Мысль устремления зажигает пространство, но теплота сердца, как постоянный очаг. Мужество живет в тепле сердца, нужно это запомнить! Уявление темных сил, как мороз для посева, лишь тепло сердца дает щит сверкающий. Но как нежно испытываем волны Света, так же осторожно нужно приближаться к сердцу. (Сердце, 62)

 

Труд по утончению сердца отнюдь не легкий, ибо потребуется развитие самых разных качеств, настороженная осознанность и чуткость к происходящему, но и награда того стоит. Благодаря сердцу каждый человек открывает путь к бессмертному центру своей сущности, получая доступ к его опыту. Сердце также может чутко сообщить о волнах тонких пространственных энергий, неприятие или хаос которых может вызывать огненные эпидемии, упомянутые в цитате выше. Развитие потенциала сердца может стать источником неисчерпаемых сил, соединяя человека с остальной Вселенной, включая области, само существование которых пока даже не предполагается сознанием людей. И, поскольку  сердце есть у каждого, путь к эволюции мира не закрыт никому[5].

Особенно примечательно то, что развитие качеств не требует искусственных приёмов. Всё должно происходить естественным путем, подобно раскрытию бутона цветка. Стремление к развитию – это отражение духовного импульса, заключенного в каждом живом существе. Как только человек будет готов к восприятию новой ступени, его качества начнут зажигать огни сердца один за другим, озаряя бессмертный путь души сиянием достижений.

Образно развитие психических качеств можно сравнить с настраиванием струн музыкального инструмента. Если струны перетянуты или недотянуты, они либо порвутся, либо будут звучать вразнобой, либо не будут настроены на общий тон. Но если довести настройку до конца, сердце начнет звучать решительно на все события Вселенной[6], открывая путь к постижению её тайн и общему развитию. В тесной связи с миром найдутся и объяснения многих переживаний, кажущихся людям беспричинными. Каждая волна извне ударит по ауре, как ветры по Эоловой Арфе, поэтому в эпоху смятения мира сердечная тоска должна восприниматься, как призыв к действенной помощи, а не походу к врачу ради избавления от неприятного чувствования. Безусловно, самопожертвование отнюдь не исключает бережности к сердцу. Именно, о его здоровье нужно заботиться, чтобы тем лучше помочь миру.

На этом можно закончить вступительную главу о роли качеств в жизни человека и перейти к их детальному изучению, понимая эволюционную задачу не как отвлеченный урок, но насущное требование и способ улучшения своей жизни.

 

Продолжение: Разные виды качеств и их симфония

 

© Анатолий Филозоф

 

Сноски:


[1] Формулировка предложена С.Л. Рубинштейном в «Основах общей психологии», глава XIII «Эмоции» с замечательным анализом разницы между чувствами, эмоциями и настроениями.

[2] Братство, 163.

[3] Подробнее см.: Карл Юнг «Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика».

[4] В буддизме Сантана – это поток сочетаний дхарм, или мгновенных состояний, связанных причинно-следственными связями, и порождающих совместно, как поток, иллюзию стабильного существования. Хотя дхармы представляются как трансцендентальные носители определенного качества, они вовлечены в поток постоянных изменений.  Отдельные соединения дхарм называется сканды, которые аналогичны понятию комплекса в теории Юнга. Для удобства сканды подразделяют на несколько типов: рупа (форма, т.е. физические качества), ведана (чувствования), санжна (представления), самскара (устремления или силы; наклонности и творческие силы, объясняющие настоящие дхармы предыдущими дхармами и которые в настоящих дхармах подготовляют дхармы будущего) и вижнана  (сознание). Чтобы проиллюстрировать сканд, говорится: «Рупа подобна блюду; ведана подобна пище на блюде; санжна подобна подливке; самскара подобна повару, а вижнана подобна едоку».

[5] Сердце, 40.

[6] Нирвана – это вмещение всех энергий Вселенной, Нирвана это Все-Бытиё, а не небытиё. Это состояние, отличающееся огромным напряжением, но, тем не менее, спокойствием и равновесием, поэтому высшее напряжение должно быть гармоническим. Ощущение Нирваны в земной жизни называется самадхи, но эти состояния так быстротечны, что на нынешнем этапе развития лишь расширенному сознанию бывают заметны намеки на чувствования Нирваны и Самадхи (см. Мир Огненный, ч.1, 644, Надземное 356 и 527).

Категория: Самосовершенствование | Добавил: Agni (24.09.2016)
Просмотров: 298 | Теги: Реинкарнация, макрокосм, Переживания, чувства, космогенезис, душа, жизнь, микрокосм, эмоции | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Форма входа