Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Одержимость » Самосовершенствование

Разница между чувствами, эмоциями, настроением и страстями

Чувство – инструмент для познания мира

Человек не является беспристрастным автоматом или созерцателем происходящего вокруг него. Он познает и изменяет окружающий мир, воздействует на других людей и сам испытывает множество таких воздействий, переживая то, что с ним происходит и действия, которые он совершает сам. Качество этого переживания определяет отношение человека к окружающему. Оно может выражаться сильно или слабо, негативно или положительно, мимолетно или продолжительно. Именно это переживание отношения человека к окружающему является основой сферы чувств и эмоций. Поэтому можно дать следующее определение:

Чувство человека – это его отношение к миру и тому, что человек испытывает и делает, выраженное непосредственно в форме переживания.

Эмоциональность (или аффективность) – это часть происходящих в сознании явлений, дополняющих познавательные процессы. В эмоциональных процессах устанавливается взаимоотношение и связь между внешним и внутренним миром. С одной стороны есть ход событий, которые идут вразрез или в соответствии с потребностями индивида, и успешность собственных действий, направленных на удовлетворение этих потребностей. С другой стороны присутствует течением основных внутренних процессов в организме.

Соотношение внутреннего и внешнего состояния помогает индивиду настроиться на соответственные действия или противодействия. В эмоциональных явлениях сочетаются разные психические процессы – простая рецепция, восприятие, осмысливание, сознательное предвосхищение результатов действий или хода событий, то есть получается синтез чувствительной и интеллектуальной сферы.

Положительный или отрицательный характер эмоций зависит от того, насколько внешнее воздействие или собственное действие соответствует потребностям индивида, его установкам и интересам. Отношение к происходящему (включая развитие эмоциональных состояний) в значительной мере определяет дальнейшую судьбу эмоций человека и действий, совершаемых им. Само переживание эмоций также может стать стимулом деятельности человека, как форма познавания мира, себя и своих взаимоотношений с окружающим.

На первых этапах развития человека эмоции в основном связаны с физиологическими процессами и инстинктами, как это происходит у животных. По мере овладевания телом и развития высших способностей сфера эмоций человека распространяется на область общественных взаимоотношений, развитие науки и искусства, трудовую деятельность и другие области жизни. Поэтому выделяют несколько уровней чувств:

Биологические

Чувства, которые  выражают удовольствие-недовольство из-за обладания чем-то, подавленность-энергичность, вызванную состоянием здоровья или особенностями внешней среды, и т.д.

Моральные

Этические чувства включают сферу межлюдских интересов, успешность/неудачи в ходе трудовой деятельности, взаимоотношения с семьей и близкими людьми и т.д.

Интеллектуальные

Эти чувства развиваются, когда помимо сугубо практических занятий возникают теоретические интересы, формирующие научное любопытство, любовь к истине, тягу к познанию и т.д..

Эстетические

Чувства, которые возникают при восприятии великих произведений искусства (иногда так и говорят – вчувствоваться в картину), народного творчества, красоты природы и окружающего мира.

 

Биологические чувства чаще выражают состояние, имеющее неопредмеченый характер. Хотя беспричинная тоска или тревога может быть вызвана вполне конкретным объектом, эта связь обычно не осознается. Моральные, интеллектуальные и эстетические чувства направлены на объекты из конкретной сферы, поэтому их называют предметными. Качественный уровень и содержание этих чувств зависит от восприятия и оценки соответствующих сфер самим человеком.

Глубина и разнообразие чувств во многом зависит от самого человека и его интересов, поэтому в наше время находятся люди, ограничивающие себя удовлетворением грубых биологических потребностей, а в разные эпохи появляются личности, способные пойти на костер инквизиции из-за любви к науке или потребности в истине. Также содержание меняет оценку положительных и отрицательных чувств – иногда говорят праведный гнев или низменная любовь.

Особенности и качества эмоций

эмоции они не просто отражают содержание объекта, а выражают отношение индивида к этому объекту, а также состояние самого человека. Поэтому одно и то же будет воспринято по-разному в состоянии грусти или радости, спокойствия или возбуждения, когда человек стремится к этому объекту или испытывает нелюбовь к нему. Это основное отличие чувств от восприятий, которые остаются неизменными и просто сообщают информацию об объекте или процессе.

Эмоциям также свойственна полярность, т.е. положительный или отрицательный знак. Простые эмоции имеют противостоящие полюса – веселье-грусть, радость-печать, удовольствие-неудовольствие и т.д. В более сложных чувствах могут сочетаться противоречивые качества, например, в ревности страстная любовь и жгучая ненависть уживаются вместе, демонстрируя противоречивое единство. Полярность не является статической, и она может перейти в свою противоположность, когда отношение к объекту или событиям изменится, или же улучшится/ухудшится состояние здоровья человека. Некоторые события и участки действий могут быть нейтральными, не вызывая определенных эмоциональных реакций.

На характеристики эмоций влияет не только качество отношения к происходящему, но и его интенсивность. Например, грусть или радость может проявляться в разных состояниях, что выделяет эти ощущения в отдельные эмоции:

 

Возбужденное

Напряженное

Покойное

РАДОСТЬ

восторг, радостное ликование

радость трепетного ожидания и страстной надежды

радость-умиление, растроганная радость

ГРУСТЬ

возбужденная грусть, близкая к отчаянию

напряженная грусть, исполненная тревоги

тихая грусть – меланхолия

 

Еще больше разнообразия оттенков и различных качеств чувств возникает из-за того, что они накладываются друг на друга. Например, вечером человек может одновременно испытывать удовлетворение из-за того, что успел сделать за день, и недовольство из-за того, что не удалось совершить. Такие пересечения чувств можно назвать горизонтальными, поскольку они относятся к явлениям одного уровня.  Одновременно человек может испытывать тревогу, вызванную зарождением болезни в организме, восторг от прекрасного произведения искусства и жгучий стыд за проступок сына в школе. Взаимное влияние чувств и эмоций, которые вызваны отношением к разным сферам жизни, можно назвать вертикальным наложением.

Автономность эмоций

Как и любой жизненный процесс, эмоции имеют несколько стадий – зарождение, развитие и реализация. Например, человека может возмутить взбучка начальника или хамское отношение случайного встречного в транспорте, зарождая в нем негативную эмоцию. Такая эмоция создает напряжение, которое будет развиваться до тех пор, пока не получит разрядки. Если человек не обращает внимания на свои чувства, он может сорваться дома на детях или супруге, найдя любой предлог, чтобы снять свое внутреннее напряжение.

Из этого можно сделать важный вывод, что эмоции не всегда неразрывно связаны с объектами, которые их вызывают, а живут самостоятельно и действуют по определенным законам. При сознательном отношении человек может находить другие каналы для выхода чувств – занятия творчеством, ремесло, спортивные упражнения и другие виды деятельности, позволяющие перенаправить скопившуюся энергию в продуктивное русло.

Связь эмоциональной энергии с деятельностью также обладает несколькими характеристиками.  Эмоции могут как дезорганизовать деятельность, так и повысить ее продуктивность, или одновременно повышать продуктивность деятельности в одном направлении, нарушая и дезорганизуя ее в другом. Так, гнев против врага мобилизует силы защищать отечество, оказывая благоприятный эффект в этом отношении, но в то же время это чувство может ослабить умственную деятельность, необходимую для решения интеллектуальных или моральных задач.

Существует определенные разногласия по поводу того, что играет первичную роль в формировании эмоций – физиологические изменения периферического характера (расширение сосудов, вегетативные и висцеральные реакции и др.) или деятельность центральной нервной системы. Без периферических реакций эмоция невозможна, иначе вместо чувства страха останется скорее мысль об опасности. В то же время, мышление человека способно зарождать различные эмоциональные состояния, выражающиеся в соответствующих реакциях организма. Переживания за успех выступления на концерте, или даже о том, как публика воспримет уже готовую картину на выставке, не связаны с внешними обстоятельствами, которые может воспринять тело. Тем не менее, они порождают различные эмоциональные состояния, которые мы называем высшими чувствами.

Также интересно рассмотреть роль эмоции в выразительном действии. Это форма реализации эмоции, которая может проявляться одним или несколькими способами:

  • мимика (улыбка, нахмуренные брови и т.д.);
  • пантомимика (поза, жест, действие);
  • вокальной мимика (интонации и другие вокальные характеристики).

Выразительное движение раскрывает вовне внутреннее содержание, причем такое движение является не спутником или сопровождением, а компонентом эмоций. Умелое использование языка взглядов, жестов, движений, поз, улыбок и других нюансов позволяет актеру передать целостный образ персонажа, не вымолвив при этом и слова.

Выразительные действия являются мощным коммуникативным средством, это речь без слов, наполненная мощной экспрессией. Человек может еле заметно сдвинуть брови, остановив этим движением войну, или улыбнуться краешком глаза, показывая глубину любви, которая скрыта под внешней оболочкой строгости. Воздействие выразительных движений на окружающих имеет значение и для самого человека. Рефлекторные жесты превращаются в семантический акт, значение которого может отличаться в разных обществах.

Проявленная в выразительных действиях эмоция формируется из трех источников:

  1. Внутренние изменения на интеллектуальном уровне (например, чувство тревоги нарастает, когда человек предвидит осложнения в выполнении своих действий, или происходит резкая переоценка внешних событий).
  2. Состояние организма человека (например, выплеск гормона страха – адреналина –влияет на химические реакции, пока гормональный баланс не восстановится).
  3. Влияние внешнего мира, без которого внутреннее переживание невозможно (это может быть реакция окружающих, ход развития событий, а также условные значения или метафоры, передаваемые через тот или иной жест).

В процессе действия эмоция не только выражает уже сформированное отношение. Включаясь в действие, она окрашивает и направляет его, поэтому следует отметить не параллелизм, а единство психофизических процессов. Так неконтролируемое огорчение вызывает слезы, переходящие в глубокие рыдания, когда эмоция как бы живет собственной жизнью, пока не закончится заложенный в ней потенциал. Если этот процесс не останавливать, эмоция может собрать в свой фокус другие психофизические силы человека, оставив после себя чувство полного опустошения.

Получается, что эмоция возникает на пересечении внутреннего состояния и внешнего мира, а также процесса динамического взаимодействия между этими уровнями; причем сама эмоция влияет на отношение окружающих и эффективность действия, выступая в качестве самостоятельной силы. При достаточной развитости и опыте человека его эмоциональное проявление становится мощным инструментом для познавания мира и воздействия на него, и отношение к происходящему выражается в автономной сфере чувств и эмоций, способных выступать не только дополнением, но и активным участником событий.

 

Аффект, эмоция, настроение, чувство

Границы проявления чувств  очень извилисты и имеют динамический и характер, но есть определенные характеристики, позволяющие выделить в отдельные категории чувства и переживания, выражающие состояние человека.

АФФЕКТЫ

Аффект – эмоциональное проявление, которое происходит бурно и стремительно, а сам эмоциональный процесс носит взрывной характер. Как правило, такое состояние вызвано шоком или потрясением, затормаживающим сознательную деятельность на более высоких уровнях, поэтому в состоянии сильного душевного волнения эмоции напрямую выражаются в действиях, вклиниваясь в систему управления моторикой тела. Аффекты также проявляются при наличии неразрешимых конфликтов и напряженных ситуаций, в которых сознание не может найти решения.

Действие в состоянии аффекта выполняется очень четко, хотя человек не регулирует его. Уголовный кодекс рассматривает аффект как смягчающее вину обстоятельство, поскольку такое действие вырывается у человека неконтролируемо. Скорее всего, в будущем такое отношение будет изменено, поскольку человек высокого интеллектуального и нравственного развития вообще не допускает бесконтрольного проявления чувств, не позволяя бессознательному проявиться в действии. Можно вспомнить, что раньше состояние алкогольного опьянения также рассматривалось как смягчающее обстоятельство, но затем эту норму пересмотрели, и теперь преступление в пьяном состоянии считается более тяжелым.

ЭМОЦИИ

Эмоция – кратковременное проявление эмоционального отношения, выражающееся и развивающееся на разных уровнях:

1) элементарные чувствования, проявляющие скорее неосознанную, органическую и  аффективную чувствительность; на первых этапах развития они направляют познание, а у развитого человека играют роль общего эмоционального фона, окраски или тона, сопровождающего более сложные чувства;

2) предметные чувства, проявляющиеся в специфических эмоциональных состояниях и процессах (чувства интеллектуального, морального или эстетического содержания);

3) обобщенные чувства, влияющие на мировоззренческие чувства и формирующие их.

НАСТРОЕНИЯ

Настроение – это продолжительные эмоциональные переживания, выражающие общее состояние личности. В отличие от эмоций, человек не радуется чему-то, а ему радостно, поэтому настроение не предметно, а личностно. Оно не приурочено какому-то событию, а разлитое  общее состояние.

У детей настроения легко сменяют одно другое, но при развитости личности оно становится более устойчивым, и внутренние механизмы обрабатывают и отфильтровывают внешние воздействия, сохраняя целостность общего настроя.

В зависимости от сферы проявления, настроение может относится к разным состояниям и условиям. Например, радостное или грустное, насмешливое или ироническое, унылое или бодрое – эти чувства относятся к состоянию. Можно сравнивать соответствие чувств определенной ситуации или сфере деятельности, поэтому настроение бывает праздничным и будничным, рабочим и поэтическим, и т.д.

Настроение складывается из разных уровней оценки собственного положения (здоровье, успешность дел, положение в обществе,  отношения с семьей и т.д.), поэтому оно передает бессознательную оценку личностью того, как она на данный момент воспринимает все жизненные обстоятельства.

СТРАСТИ

Страсти – сильные, стойкие и длительные чувства, охватывающие человека целиком. По интенсивности страсти могут сравниваться с аффектами, однако у них бóльшая продолжительность. Страсть может проявляться отдельными вспышками, но сама она не является вспышкой. Источником страсти могут быть как грубые физические потребности, так и высшие идеалы человека.

Страсти обладают двойственной активно-пассивной природой. Они захватывают человека, и он, испытывая страсть, как бы страдает. В то же время владеющая индивидом сила исходит от него самого, и в ней присутствует определенный волевой момент, или стремление, подчиняющее себе все чувства, желания и мышление человека.

Позитивные и негативные последствия страстей зависят от того, куда направлены порывы и стремления человека, на какой цели сосредоточены все силы, заложенные в этих глубоких чувствованиях. Страсть может быть роковой или пагубной, но она же может стать великой, и большинство великих свершений в истории человечества были воплощены благодаря великим страстям.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ЧУВСТВА

Мировоззренческие чувства – обобщенные чувства, поднимающиеся над отдельными предметными отношениями (любовь или ненависть к определенному лицу, восхищение одним предметом и отвращение к другому, возмущение какими-то поступками или отношениями между людьми и т.д.). Мировоззренческие чувства выражают привычный для человека способ отношений к событиям и окружающему миру вообще (чувство юмора, чувство возвышенного, чувство справедливости и т.д.).

 

Безусловно, все эти виды проявлений чувств тесно переплетаются и воздействуют друг на друга, динамически сочетаясь и изменяясь. Будучи частями, или аспектами единой индивидуальности и личности человека, они позволяют лучше оценить происходящее внутри и классифицировать эти процессы, чтобы их было легче направить в продуктивное русло.

Различая свои чувства, следует иметь в виду не только их интенсивность и содержание, но и глубину. Сильное, но поверхностное чувство к человеку – это увлечение, но если такое же чувство проникает глубоко, это уже любовь. Кроме глубины чувству свойственна ширина или узкая направленность. У некоторых людей чувство будет проявляться только при приближении объекта, вызывающего переживание, а у других эмоциональное состояние легко смешивается с другими чувствами, окрашивая их в свой цвет, и возникая от раздражителей, которые не имеют отношения к предмету чувства.

Также можно рассматривать такие особенности личности, как эмоциональная возбудимость и эмоциональная устойчивость. Кто-то очень быстро воспламенится, и так же быстро погаснет, а для того, чтобы расшевелить другого, понадобится много времени и усилий, зато пламя его чувства охладеет не скоро. Эти особенности индивидуального проявления чувств формируют темперамент человека, или его натуру.

 

Темперамент

Эмоции в каждом человеке всегда индивидуальны и постоянно изменяются под воздействием разных факторов, поэтому натуры людей сложно классифицировать по содержанию чувств. Но если проследить общий механизм использования чувств, можно выделить эмоциональные, страстные и сентиментальные натуры.

Тип натуры

Характерные черты

Эмоциональный

(упоительное волнение)

Переживают свои чувства, целиком отдаваясь их вибрациям. Это впечатлительные люди, у которых господствует аффективность. Они скорее порывисты, чем действенны, они впечатлительны и возбудимы, и часто само чувство для них важнее объекта, вызвавшего его.

Сентиментальный

(блаженное созерцание)

Натуры созерцательного типа. Это чувствительные, но пассивные люди, предпочитающие отстраненно любоваться переливами своих чувств; их любовь выражается преимущественно в форме созерцательного любования.

Страстный

(страстное стремление)

Натуры, которые живут своим чувством, стремясь воплотить его напряжение в действии. Таких людей не удовлетворит ни переживание своего чувства, ни созерцательно любование объектом, вызвавшим его. Они целиком отдаются своему чувству, стремясь достичь желаемого.

 

Между интеллектуальностью и эмоциональностью существует определенное противоречие, так же, как между действенностью и сентиментальностью. А вот страстность, если она вызвана не примитивными инстинктами, а направляется разумом, таких противоречий лишена. Согласно выражению Р.Декарта, «человеку щедрому», свойственна большая страсть, питающая разум, а сам разум освещает эту страсть, причем оба проявления являются частями единого целого.

Характеристики темперамента дополняются мировоззренческими чувствами. Здесь также есть тонкие грани, незаметно переходящие одна в другую. Это можно рассмотреть на примере чувства смешного, выражающегося в разных проявлениях.

Чувство комического

Интеллектуальное чувство, возникающее при внезапном обнаружении несоответствий формы и содержания. Смешным кажется то, что изначально выступает с видимым превосходством, а затем обнаруживается его несостоятельность или несоответствие обстановке (серьезные меры при пустяковой ситуации, напыщенность ничтожного лица, лопающаяся от несостоятельности).

Для чувства комизма важно не только наличие несоответствия, но и его обнаружение. Поэтому чувство комизма может наблюдаться у детей уже в очень раннем возрасте.

Чувство юмора

Юмор предусматривает, что за вызывающими смех недостатками чувствуется что-то привлекательное и положительное. Поэтому смех в юморе обязательно сопровождается чувством симпатии к тому, на кого он направляется. Объект воспринимается целостным, но состоящим из множества качеств разного достоинства,  причем предполагается, что положительные черты превышают отрицательные. Чем больше отрицательного замечается, тем больше горечи и боли включается в юмор, превращая его в трагизм.

Чистый юмор принимает мир реалистически и целостно, со всеми недостатками и слабостями, а также всем тем ценным, что скрывается за этими слабостями. Можно сказать, что чистый юмор рассматривает мир как любимое существо, у которого есть маленькие слабости и недостатки, над которыми можно посмеяться. И даже при серьезном отношении к недостаткам юмор воспринимает их как небольшую сторону или ограниченный аспект, свойственный положительной в целом действительности.

Чувство иронии

В отличие от юмора, ирония расщепляет целостность и единство мира. Она всегда противопоставляет возвышенное смешному, идеал – действительности, бесконечное – конечному, и т.д.  Мир уже не единая оболочка, покрытая разными узорами, но нечто сложное, составленное из элементов разного качества.

Важным компонентом, дополняющим чувство иронии, является чувство возвышенного. Ирония стоит выше высмеиваемого объекта, но лишена злости. Если этот объект является торжествующей силой, ирония переходит в сарказм, становясь бичующей и обличающей силой, иногда наполненной горечью, но все же возвышающейся над тем, что высмеивается.

Отсутствие возвышенного идеала превращает иронию в насмешку и издевку. Эти чувства похожи на иронию только внешне. Высмеивая других, злобная насмешка демонстрирует не превосходство, а чувство озлобленности низкого существа против всего, что лучше и выше его. Иронии свойственно наличие определенных ценностей, но за злобной издевкой стоит голый, безосновательный  цинизм.

Чувство трагизма

Трагизм также воспринимает мир целостным и принимает его таким, как он есть, что приближает его к юмору, а не к иронии. Однако при этом подразумевается, что количество отрицательного превышает количество положительного, и что добро и зло очень тесно переплетено. Часто внешние обстоятельства и логика событий вынуждают добро бороться со злом, используя методы зла, что вызывает у человека глубокие страдания и душевные переживания. Особенно трагические чувства возникают от осознания того, что при принципиальной несовместимости добра и зла человек должен признать их фактическую взаимосвязь. Эти переживания показывают, что чувство трагизма также исходит из каких-то возвышенных идеалов, напоминая в этом отношении иронию.

 

Мировоззренческие чувства выражают обобщенное отношение человека к действительности, его жизненные установки, более или менее устойчивые и привычные схемы реагировать на события вокруг. Такие установки опосредствованно сказываются на всех действиях и поступках человека, влияя на его образ жизни.

 

Могущественные силы, а не враги

Эмоции и чувства – могущественная сила, заложенная в нас природой, и только от самого человека зависит, будет ли она направлена в творческое русло или же поработит человека, вызывая хаос и страдания души. Чем более развит человек, тем разнообразнее, тоньше и изысканнее его чувства, тем глубже и полнее он может понимать свое отношение к миру, окружающим людям и самому себе.

Постижение и овладение собственными чувствами – это мощный инструмент и шаг в будущее развитие, и он требует осторожного отношения, как и любая деятельность с психическими силами. Нужно помнить, что чувство формируется комплексно – внешними и внутренними факторами, – поэтому его нельзя вызвать нарочно.

Человек может поставить перед собой задачу подумать, понаблюдать, запомнить и т.д., но он не может сознательно поставить целью испытать определенное чувство. Такая установка создает иллюзию, игру в чувства, фальшь, подменяющую настоящие переживания. Тем не менее, чувства можно вызвать опосредствованно через деятельность, в которой они формируются и проявляются. При этом желательно не ожидать результата, иначе чувство будет насыщено определенной искусственностью. Лучше просто быть готовым заметить возникновение чувства и попытаться ощутить его оттенки, источник, направление и особенности развития.

Одновременно нужно учиться направлять возбуждаемую чувствами энергию в созидательное русло, т.е. развивать в себе разумную страстность, а не сентиментальность или эмоциональность. Тогда чувства станут мощным средством, открывающим отношение к миру и его восприятие, а также позволяющим добиться поставленных целей, несмотря на самые большие трудности. Умея отличать эмоции от настроений или страсти от темперамента, человек будет легче следить за своим состоянием и деятельностью, а также изменениях в мире, о которых сигнализирую чувства. Это гораздо лучше, чем подавлять и изгонять собственные эмоции, или позволять им развиваться бесконтрольно, и такое знание поможет человеку сохранять целостность личности, усиливая и развивая ее.

© Анатолий Филозоф

Материал подготовлен на основе книги С.Л.Рубинштейна "Основы общей психологии".

____________

О том, как разобраться в личных чувствах и найти причину "комплексов", см. статью "Медиум и медиатор – взгляд психиатрии". Описанные там методы психоанализа Юнга (а также способы познания мира и разные взгляды на сознание) вполне универсальны и пригодятся для самоутверждения и самопознания.

Также смотрите:

Определение "одержимости" на простом языке

Признаки одержимости

Категория: Самосовершенствование | Добавил: Agni (29.06.2014)
Просмотров: 8199 | Теги: характер, Страсти, настроение, чувство, психология, темперамент, эмоция | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Форма входа