Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Одержимость » Самосовершенствование

Разные виды качеств и их симфония

Предыдуая часть: Переживание мира

 

Нежный цветок лотоса

 

Разные виды качеств и их симфония

 

Успешная эволюция требует полноценного развития всех качеств человека и на физическом, и на тонком уровне (астральный), и в сферах огненных (ментальный уровень). Огненным последний уровень назван потому, что сильная и чистая мысль представляет собой мощную энергию, вызывающую свечение энергетической оболочки человека.

 

Состав ауры очень сложен. В него входят психические и физические эманации. Каждый порыв или мысль в ней отражается. Каждое устремление дает свою явную эманацию. Но при изучении ауры нужно будет тонко отнестись к разделению двух эманаций, которые будут соответствовать двум Мирам. При болезнях нужно тоже осторожно изучать излучения, которые могут быть следствием Огненного Мира. Так, когда Мы касаемся ауры, нужно принять во внимание тонкое тело, которое будет излучать свои лучи от центров к поверхности окружающей ауры. (Мир Огненный ч.3, 145)

 

Как малые, так и важные события ударяют по ауре, как по струнам. Растущая аура имеет свои преимущества, многообразно звучат эти Эоловы Крылья. Тягота мира разыгрывает по ним свои симфонии. Нельзя сказать, чтоб человек, озаренный аурой, был бы недвижим. Внешняя оболочка ауры, как море, волнуется. Какое задание для ученого - проследить питание ауры изнутри и отражение извне. Поистине, мирская битва!

Символ тяготы мира - человек, несущий шар. Все сложные ощущения усиливаются до боли. Впечатление может получиться, как между молотом и наковальней. Потому достижение радужной ауры так практично, ибо она носит в себе ассимиляцию всего сущего. Даже самые лучшие одноцветные ауры должны заливать пожары собою, черпая из своего океана. Тогда как радужная аура легко отражает и принимает лучи. Потому самое практичное действие - это подвиг. (Озарение, 2-V-6)

 

Изучение световых излучений – это будущее, хотя для отдельных представителей человечества оно может стать реальностью уже сейчас. С одной стороны, утончение зрения позволяет непосредственно замечать ауру, что можно назвать естественным ясновидением. С другой стороны, любое излучение это  – энергия, и это означает, что она может быть исследована техническими средствами. Следовательно, с развитием науки можно будет определить, насколько точны формулы и законы этики, данные человечеству в разные эпохи разными учителями. Пока же можно проверять их по следствиям, при этом – главное, чтобы исследователь психических областей хотя бы допустил, что предыдущие поколения могли знать некие закономерности в жизни и передать накопленный опыт[1].

 

Язык символов забыт Западом. Когда Запад слышит о небесном драконе, он улыбается. Но когда вспоминаем «серпент соларис», тогда улыбка уменьшается. В особенности, когда солнечный змий превращается в змия солнечного сплетения. И небылица становится физиологическим фактом, ибо когда просыпается змий солнечного сплетения, тогда становятся доступны все четыре формы небес. Символика древнейшей Мудрости основана на сличении Макрокосмоса с микрокосмосом. Потому в самых отвлеченных образах ищите человеческий организм с его возможностями. (Агни Йога, 399)

 

Изучение взаимосвязи между физическим и более тонкими уровнями – задача увлекательная, но сложная. Проявления энергетических центров не только требуют тончайшего внимания, но и должны учитывать общую гармонию. В природе все взаимосвязано и расходование энергии сказывается на всем окружающем, поэтому подчеркивается, что мудрый хозяин не станет зажигать без причины все свои огни. Они могут вспыхивать при необходимости – то глаз Брамы, то крылья, то лучи гортани или других центров, но это происходит по их природе, а не принудительно[2]. Исследователю следует запастись терпением, проявляя постоянную заботливость и бережность к тончайшим энергиям. Это главные принципы, предъявляемые к Высшему Сотрудничеству с Иерархией Творческих Сил, или же путь к гармонизации своей жизни с жизнью всей Вселенной.

Конечно, есть методы искусственной активизации тончайших центров человека. Сюда можно отнести магию, пранаяму и другие способы для открытия чакр. К сожалению, большинство из подобных методик не предупреждают о последствиях. Преследуя корыстные цели, как это происходит в большинстве случаев,  человек отклоняется от направления общего потока эволюции. Вызванные энергии воздействуют на окружающее и порождают кармические следствия, требующие всё больших сил для сдерживания потревоженных стихий. Но без связи с Иерархией не получится удержать под контролем огонь, и рано или поздно обратный удар опрокидывает нарушителя равновесия. Тогда пламя становится хаотическим, получается не творческая деятельность, а пожар и безудержное пылание, быстро истощающие силы дерзнувших пойти против общей гармонии. Причем последствия нередко затрагивают тело причинности, а карма может проявиться не сразу, а в будущих воплощениях.

В неумолимости закона кармы проявляется не наказание, а забота о жизни Космоса, как целого. Но это не должно отталкивать честных исследователей или ставить крест на тех, кто однажды ошибся. Любая карма может быть изжита, если принимать ответственность за свои поступки и стремиться к воссоединению связи с Иерархией. Так одна и та же сила позволяет человеку трансформировать и трансмутировать свою карму или же уничтожает его. В первом случае он стремится к гармонии целого, отодвигая страх и эгоизм, и может рассчитывать на поддержку всей Иерархии. Тогда напряжение претворяется в опыт, благодаря которому утончается распознавание, позволяющее в будущем избежать повторения ошибок, на которых человек уже обжегся. Если же кто-то противопоставляет свою самость всему макрокосмосу, огнем которого пользуется и насыщает свою жизнь, то прерывание связи вызывает разрушение предателя, а не изжитие кармы.

 

Хорошие и плохие качества

 

Из сказанного выше можно вывести разделение качеств по их последствиям на развитие человека. Есть качества возжигающие свет ауры, но найдутся и качества-тушители. Многочисленны орудия тьмы: алчность, высокомерие, гордыня, злобность и ненависть, корыстолюбие, лень, злоречие и лживость, зависть, самолюбие и многие другие негативные качества.

Пока сознание человечества было не готово осознать закон воздействия мыслей и чувств, как мощных энергий, возвращающихся к своему породителю, Учителя всех времён и народов говорили о неминуемой расплате за грехи, неизбежность которой нужно было принять на веру. Каждый, кто руководствовался нравственными заветами, мог почувствовать на себе их следствия, но доказать что-то предубежденным критикам не мог. Ситуация изменится лишь тогда, когда практичность этики подтвердит наука, и человек увидит, чего он лишается ради сиюминутной выгоды.

Конечно, само присутствие негативных качеств не должно останавливать движение к духовности. Многие из них могут быть переосмыслены и доработаны, чтобы не препятствовать, а способствовать. Так, ревность можно рассматривать, как испорченную преданность. Если ее обуздать и очистить от эгоизма, можно использовать потенциал чувства для большей заботы о ближних. Или же страх – он должен быть преодолен, как остановка энергии, но не в ущерб осмотрительности и бережности.

Рассматривая негативные качества, очень важно не забывать о том, что жизнь – это не конечная точка, а бесконечный, уходящий в Беспредельность, процесс. Так легче  признать и дать реальную оценку качествам своего сознания, чтобы работать над собой ради лучшего будущего. Такое напоминание также позволит не останавливаться на первых успешных результатах, ведь любое качество может быть совершенствуемо, и, кроме того, эволюция окружающего мира постоянно вносит новые –требования. То, что считалось достижением вчера, сегодня может стать средним уровнем, а завтра может даже расцениваться как отсталость.

Также, не следует недооценивать «небольшие» слабости характера. Одолевший большое может споткнуться на малом. К тому же, для чистоты сознания даже такая кажущаяся малость, как неконтролируемая мысль, может оказаться столь же опасной, как вирус, вызывающий гибель организма. Малая мысль или привычка нередко связаны с чем-то большим, и пристальное внимание к ним принесет неожиданные плоды. Но лучше быть зрячими и применить усердие в работе над вскрывшимися таким образом негативными качествами, чем и дальше отягощаться ими. Про это очень точно сказано в китайской пословице: «Сумей схватить за хвост самого маленького черта и он укажет, где притаился его наибольший».

Помимо прочего, внимательность к нюансам собственных побуждений утончает зоркость и наблюдательность. Также, все способные тонко разобраться в себе смогут и в окружающих усмотреть скрытую мотивацию поступков, слов и намерений. Великое сердце замечает даже малейшее, и орлиная зоркость нужна для того, чтобы усмотреть не скалу, но песчинку. Именно чуткое сердце поможет не впасть в другую крайность, когда за малым забывают о большом, превращая заботливость о совершенствовании близких и друзей в бесконечные к ним придирки оскорбления.

 

Качества духа и тела

 

Хотя все сферы являются частью единого бытия, отличия между ними позволяют разделять качества человека по области применения. Так, на физическом уровне важна грубая сила мускулов, но для укрепления ауры требуется огненная волна нервов[3], порожденная более тонкой деятельностью нервной системы. Например, ловкий и сильный солдат может проявить трусость в бою, тогда как хрупкая санитарка смело бросается под пули, чтобы помочь раненым. Аура обоих будет отображать именно душевное состояние, поникая в излучениях от страха или преисполняясь лучами подвига.

В описанном примере найдутся качества из разных сфер: физический мир – сила, выносливость; тонкие уровни – трусость, смелость, самоотверженность. И поскольку для бессмертной индивидуальности гораздо важнее сохранить чистоту излучений, то приоритет в развитии следует отнести к сфере психических качеств. Конечно, это не исключает заботы о теле, оно нуждается в развитии и заботе о его здоровье, чтобы у духа был лучший проводник, но не более.

Также найдутся качества универсальные, одинаково благотворные как для физического, так и для тонкого и огненного уровня. Сюда можно отнести наблюдательность и зоркость, бережность и простоту, соизмеримость и целесообразность, дисциплинированность, чуткость и восприимчивость,  и многое другое. Их применение открывает кратчайшие пути к развитию как физического, так и тонкого тела, а также способно наладить сознательную связь между ними.

К области характеристик духа можно отнести любовь, доброту, волю, устремленность, милосердие и великодушие, и тому подобные  качества. Их проявление в физическом мире укрепляет связь между двумя полюсами – духом и телом, а также промежуточными ступенями между ними, что является чувственной душой человека.

 

Утончённые и составные качества

 

Опыт деятельности в разных областях формирует более утончённые качества. Если у ребенка хорошо ладится какое-то занятие, например, рисование, то талант художника лишь отвечает личным трудам предыдущих жизней. К подобным сложным качествам можно отнести не только искусства, но и врачевание, ремёсла или познавание в разных областях науки.

Но нужно учитывать, что даже одно качество может иметь различные свойства. Например, если человек способен что-то предчувствовать лишь к своим родным, или к определенным физическим явлениям, то это не значит, что он будет вибрировать на прочие события. Кто-то может чуять подземные воды, но оставаться глухим к залежам руд, или наоборот. Поэтому нужно очень бережно исследовать такие способности интуиции и чувствознания, не насилуя человека в несвойственных ему областях.

Второй аспект прошлого опыта – сложившийся характер воплощающейся души. Воспитание будет гораздо успешнее, если с младенчества будут отмечаться особенности разных качеств, чтобы развивать ребенка с того уровня, на котором он находится. В древнем мире внимательно наблюдали за изменениями характера будущей матери во время беременности. Неожиданные пристрастия или отвращения уже могли указывать на проявление души, готовящейся придти в мир со своим собственным багажом. Дети могут неожиданно высказывать столь глубокие суждения, на которые и взрослые не способны, и хотя бы замечать это уже будет шагом к прогрессу.

Конечно, индивидуальный подход осложняет задачу воспитания, но оно будет успешнее, если родители и учителя будут учитывать особенности каждого ребенка, а не стричь всех под одну гребенку. Из признания передачи накопленного в разных воплощениях опыта следует выделять еще одно разделение качеств – на врожденные и выработанные в ходе жизни. Можно разработать целую систему по определению таких особенностей личности, отмечая, как быстро отзывается ребенок на определенную деятельность. Также, можно включать детям для прослушивания песни народов мира или речь на разных языках, или ставить их в неожиданные условия, способные пробудить прошлый жизненный опыт.

Придется учитывать и то, что качества развиваются естественным путем, а не механически. Можно настаивать на бдительности и упражнять зоркость, но наблюдательность будет увеличиваться согласно внутренним предпосылкам. Истинное вмещение материала – это его усвоение, когда что-то делается своим, свойственным изнутри, а не запомненным на внешнем уровне мышления. И по скорости усвоения можно разделять учеников по группам, чтобы быстроходные катера не ломали естественный ритм, равняя ход по тяжеловесным баржам.

Но не следует делать поспешные выводы о неспособности человека к каким-то отдельным занятиям или наукам. Люди совершенствуются в разных областях, и для развития определенных качеств многие другие накопления могут пребывать как бы в сонном состоянии. Такие временные забвения снимаются в Тонком Мире, где вспыхивают прежние накопления, но и ошибки – тоже[4].

Еще одно подразделение можно провести по тому, что одни качества являются цельными, а другие формируются из составных частей. Примером сложного синтетического состава является самообладание, состоящее из мужества, терпения и сострадания[5]. Также, понадобится труженнически развивать в себе качество синтеза, благодаря которому не теряется широта взглядов на мир, в какой бы области деятельности человек не проявлял свой труд. Известны многие физики, астрономы, химики и механики, имевшие, прежде всего, отличный синтетический ум. Великая наука воспитывает великие умы, и в основание каждого синтеза было заложено много зоркости, неутомимости и преданности[6].

А некоторые качества и вовсе включают сложнейший синтез.

 

Сказано — добродетель имеет радужную ауру. Радуга есть символ синтеза. Разве добродетель не является синтезом качеств? Можно в каждом древнем символе найти непререкаемую истину. Люди понимали, что добродетель не есть просто доброе деяние. Они отлично знали, что лишь созвучия напряжений лучших качеств дают синтез восхождения. Они знали, что лишь побуждение будет утверждением добродетели. Никакие внешние деяния не могут свидетельствовать о побуждениях. Опыт над психической энергией покажет насколько может отличаться деяние от побуждения. Никакие блестящие слова и действия не скроют побуждения. Можно назвать много исторических примеров, когда даже полезные деяния не могли быть оправданы, вследствие недостойного побуждения. И, наоборот, многое, оставшееся неразгаданным и заподозренным, сияло прекрасным побуждением. Такие свидетельства о сущности жизни будут подтверждаться всеначальной энергией. (Братство, 63)

 

Мощные созвучия качеств могут зажигать особые огни ауры. Например, описывается трехцветное пламя, включающее пламя серебряное (подвиг), зеленое (синтез) и желтое (настороженность зоркости). Чтобы достичь такой триады, сознание должно быть упражняемым в различных условиях  жизни, а сама по себе она является условием самопожертвования[7].

Можно представить, что успешное развитие невозможно или сильно осложняется, если отдельное качество выбивается из общей гармонии. Вместо слаженного аккорда получится раздражающее, а подчас и разрушающее сочетание.  Отнимите зоркость, и куда попадет преданный слепец? И можно ли сохранить глаз зоркому предателю? Поэтому стоит стремиться к полной гармонии качеств, хотя такое равновесие и потребует значительных усилий. Но ведь именно напряжением и испытанием человек растёт и развивает волю и постоянство – качества, удерживающие на правильном пути в самых разных условиях.

Изучение развития качеств позволит заметить и то, что рост психической энергии и формирование качеств человека зависит от качественности земного труда. При устремлении человек способен применять и испытывать духовные силы в своей обыденной деятельности, и тогда вся жизнь превращается в мощную основу для роста. Более того, неблагоприятные обстоятельства лишь заостряют силу духа. Были гонимые и проданные в рабство, заключенные в темницы и оклеветанные, распятые и  сожженные, и претерпевшие все муки, чтобы испытать свою духовную крепость.

 

Этапы большого пути

 

Также при изучении роста качеств будут исследоваться особенности протекания путей совершенствования. Рост сознания заметить труднее, нежели рост травы или волоса. Но это можно сделать, оглядываясь на значительный этап времени. И можно выделять, что путь делится на отрезки, отличающиеся по качествам духовного сознания, как грани, отрезанные для выявления внутренней красоты камня.

Существует трехлетний период, когда при внешне одинаковых условиях сознание может овладевать абсолютно разными ступенями развития. Первый год обычно является подготовительным, второй – действующим, а третий – уже смутно-тягостным преддверием очередной ступени[8]. Также отмечается, что каждое семилетие является обновлением центров[9]. Эти сроки сознания неповторяемы, поэтому пропуски недопустимы, как осыпавшийся щебень вместо четкой грани кристалла.

Для наименования этапов пути используются символические аллегории, отвечающие определенному состоянию сознания.

 

Степени познавания: встревоженный, озирающийся, стучащийся, внемлющий, припоминающий, претворяющий, меченосец, мощный, лампада пустыни, пустынный лев, сотрудник Начал, создатель. Каждая степень делится на три подстепени. Порядок должен быть проходим постепенно. Устремленный может скоро овладеть, но отступник низвергает себя. (Агни Йога, 107)

 

Причем овладение очередной ступенью не отрицает предыдущей. Так, черпающий в глубинах сознания свет, несмотря на внешние условия, подобен лампаде пустыни. Но это не значит, что предыдущие этапы забыты. Наоборот, эта степень включает и зоркую осмотрительность, и готовность к постоянному учению, и претворение в жизни указаний, и способность отстаивать светлые идеалы. Более того, каждый Учитель остается учеником, имея своего Руководителя[10], и так утверждается беспредельность радости познавания и Закон Иерархии, связующей всю Вселенную.

Общее описание качеств можно закончить выводом о важности каждого отдельного компонента для общего развития сознания. Любые сложности на этом пути лучше рассматривать, как полировку алмаза, продолжающуюся до тех пор, пока он не заискрится всеми своими гранями. Также можно черпать вдохновение в том факте, что любая ступень земной жизни отлагается неизгладимым опытом. Можно вспомнить, что младенцу вначале требуется усилие, чтобы удерживать голову, а потом спинку, а потом научиться ходить и овладеть речью. Но каждый прошел эти ступени в земной жизни, и большинство продолжает пользоваться их результатом практически автоматично, сосредотачивая внимание на решении более сложных задач. Аналогичным образом будут использоваться все достижения на пути духовного преуспеяния – будучи постоянно задействованы в решении проблем текущей жизни и облегчая развитие и достижения будущих жизней.

 

Путь в будущее – путь сердца

 

Особенная роль в развитии качеств человека отведена сердцу. Оно представляется как канал, связующий человека со всей Беспредельностью, и, не освобождая мозг от труда, следует признать сердце двигателем жизни, способным вместить весь мир, ибо оно является истинным микрокосмом[11]. Также, сердце связано с центром индивидуальности  человека, образно называемым «Чашей». Эта та бессмертная сокровищница, где хранится весь накопленный опыт вечной монады[12]. И если свойства мозга подвержены телесной наследственности, то Чаша складывается самодеятельностью и едина для всех воплощений. «В Чаше лежит крылатый ребенок, так напоминала древняя мудрость о начале сознания»[13].

 

Суриа-Видиа — так иногда называли Учение о Сердце. При этом названии указывалось на огненность, на солнечность, на срединность сердца. Действительно, каждый, желающий узнать сердце, не может подойти к нему, как к части организма. Прежде всего, нужно понять центральность сердца, исследовать от него, но не к нему. Само солнечное сплетение будет прихожей для Храма Сердца. Сам кундалини будет лабораторией для сердца. Мозг и все центры будут усадьбами сердца, ибо ничто без сердца не может жить! Даже мозг может быть до известной степени восполнен. Даже кундалини может быть несколько питаем явлением электричества, и солнечное сплетение может подкрепляться синим светом. Но сердце стоит, как Храм человечества. Нельзя помыслить о единении человечества по мозгу или по кундалини, но сияние сердца может сближать самые, казалось бы, разнородные организмы и даже на дальних расстояниях. Этот опыт сближения сердец на расстоянии ждет своих работников.

Совершенно верно желание учредить долголетние опыты, ибо ими можно создать еще одну связь между поколениями. (Сердце, 339)

 

Таким образом, развитие качеств человека представляется не бессмысленным овладеванием какими-то умениями в отрезке между рождением и смертью, а беспрерывным совершенствованием. На этом пути одновременно накапливается бесценный опыт, освещающий микрокосм огнем достижений, а также открываются новые возможности, как следствие труда по развитию материи. Так, утвердившись на роли сердца, как жизненной основы и сокровищницы всего совершенствования, можно перейти к рассмотрению отдельных свойств различных качеств, их взаимосвязей и возможностей.

 

Продолжение: Развитие наблюдательности (ч.1)

 

© Анатолий Филозоф

 

Сноски:


[1] Нередко для передачи знаний использовался символический язык или аллегории и притчи, для понимания которых требовался особый ключ, чтобы знание не попало в недостойные руки. Конечно, и в наши дни найдутся фанатики, готовые нанести кому-то вред на уровне тела причинности. Тем не менее, отмечается рост психических сил человечества, но необузданная энергия уже вредит, даже если ее применяют не осознанно. Этим и объясняется, почему в эпоху военных пожарищ дается учение о тонких качествах человека, ведущим к мощнейшим энергиям Вселенной.

[2] Сердце, 56.

[3] Агни-Йога, 371.

[4] Надземное, 459.

[5] Мир Огненный ч.1, 634.

[6] Аум, 501.

[7] Агни-Йога, 461.

[8] Озарение, 3-IV-12.

[9] Община, 79.

[10] Община, 187.

[11] Сердце, 277.

[12] Но вечность монады отнюдь не равнозначна бессмертию индивидуальности. Духовные преступления могут привести к тому, что ядро очищается от своих оболочек, начиная новый цикл существований с чистого листа.

[13] Агни-Йога, 627.

Категория: Самосовершенствование | Добавил: Agni (25.09.2016)
Просмотров: 269 | Теги: Дух, сердце, психика, тело, качества человека, самосовершенствование | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Форма входа