Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Одержимость » Самосовершенствование

Развитие наблюдательности (ч.1)

Предыдущая часть: Разные виды качеств и их симфония

 

ДОЗОРНОСТЬ

 

Дозорность можно понимать, как настороженную и чуткую осознанность. Ее достижение потребует напряжения и одновременного развития многих качеств: бдительности, зоркости, наблюдательности, внимательности, восприимчивости, проницательности. Все вместе они сливаются в универсальное синтетическое качество, которое не раз пригодится в жизни, предупреждая равно как об опасностях, так и о возможностях.

Орлиный глаз

 

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ – ОСНОВА САМОПОЗНАНИЯ

 

Познание качеств человека начинается с внимательности и зоркости ко всему, что происходит в сознании. Но само-то сознание отзывается и на внешние процессы, поэтому увеличивается наблюдение всего окружающего, постижение его законов, явных и  кажущихся скрытыми тончайших связей. Другими словами, потребуется постоянное духовное бодрствование, и такое состояние нужно полюбить, как пристойное человеку[1].

В первую очередь понадобится напряженное внимание – бодрствующий дух идет впереди понимания[2]. Необходимо помнить, что запущенная работа сознания продолжается во всех состояниях и проходит через многие жизни, а в тело в каждом воплощении развивает новую личность. Поэтому при довлении материалистического мировоззрения интеллекту обычного человека недоступны большинство заданий собственного духа, хотя его работа продолжается. Но каждый может прислушиваться к сердечным импульсам и стараться найти стимулы, их вызвавшие. При такой внимательности упрочняется связь между физической, тонкой и даже огненной оболочкой человека, и их деятельность начинает восприниматься сознательно на физическом уровне.

Но не следует полагать, что дух отлично работает сам по себе, а мозгу нужно напрячься лишь для того, чтобы понять эту работу. Качества духа развиваются трудом и усилиями, как и развитие телесных способностей. Следовательно, человек, стремящийся к познанию духовного, просто более широко смотрит на жизнь, воспринимая себя не столько телом, сколько духом, проявляющим свою деятельность через это тело. Это значит, что внимание духа также нужно напрягать. Так постепенно начнет возрастать чуткость духа, и ее применение даст зоркость[3].

Из зоркости и внимательности вырастают смежные качества. Будучи постоянно устремленным к постижению мира, чуткий дух развивает восприимчивость, т.е. способность сознательно принимать и отвечать на воздействия Высших Сил, влияющих на эволюцию человечества. Эти воздействия способны повлечь колоссальный рост, но многое слабое перегорит без способности их принятия[4].  Также, при неусыпной внимательности к опасностям вырастает постоянная настороженность, претворяющаяся в бдительность.

Синтезом перечисленных выше качеств будет наблюдательность.

 

Для развития наблюдательности нужна бдительность, постоянная настороженность. Такие качества не приходят мгновенно, их нужно воспитывать, и чем сознательнее будет такое образование, тем скорее утвердится дозор несменный. При этом следует запомнить, что никакое качество не приходит насильственно (Надземное 822)

 

Наблюдательность образуется при постоянном устремлении, при зоркости, при готовности. Когда Мы говорили о несменном дозоре, некоторые полагали, что речь идет о чем-то необычном при каких-то особых обстоятельствах. Они не могли вместить, что наблюдательность есть самое обычное качество, по крайней мере, оно должно быть таким (Надземное, 660)

 

Под наблюдательностью обычно понимают способность подмечать ускользающие от других частности, подробности явлений, фактов. Но без духовного понимания их сути такое качество лишь заостренная зоркость, «орлиный глаз», способный заметить и малую песчинку. В соединении наблюдательности с духовным полюсом эволюции появляется проницательность, или способность тонко распознавать сущность происходящего. Такое распознавание основано на восприимчивости, благодаря чему расширение сознания не превращается в постоялый двор из-за допущения всего, но содержит понимание его качества[5]. Проницательность работает как инстинкт или чутье, позволяющее распознавать явления и избегать неправильных путей в каждодневной жизни, что отличает ее от прозорливости, которая, по сути, та же проницательность, но направленная в будущее. Особенно примечательно, что дар проницательности может нести даже человек, не получивший в текущем воплощении образования, но собравший и утончивший многие накопления в прошлых жизнях и среди труда в Надземном мире[6].

Врожденная наблюдательность свойственна лишь немногим людям, остальным необходимо упорно развивать ее зачатки  на самых обыденных предметах[7]. Подобный труд станет мощным пособником к углублению сознания и развитию других качеств, например, воли и терпения, ведь все качества должны расти естественным путем и во многом не зависят от физического мира.

 

Ясновидение и яснослышание[8] образуются не земными мерами. Активность голоса рассудка может лишь повредить им. Нужно научиться не ждать таких явлений, но быть готовым отметить их неожиданный приход. Не нужно насиловать тонкую природу, но следует приветствовать каждое ее выражение. Явление умейте почуять. Которое уявление глубже зазвучит в сердце? Правда в сердце, знание в сердце, прозрение в сердце. (Надземное, 689)

 

Необходимость в развитии наблюдательности естественным путем вызвана еще и тем, что постоянный дозор требует приспособления организма. Условием духовного прозрения является открытие сердца. Оно способно открыть тайны духа и материи, скрытые глазу, а также пролить свет на волю Космических Сил, утверждающих жизнь[9]. Но принятие высших энергий требует подготовки, иначе сердце испепелится, поэтому такая зоркость ценится особо[10].

К счастью, для естественного развития наблюдательности есть многие вспомогательные средства. В ежедневной жизни, посреди обихода и на работе, можно оттачивать её грани и устранять препятствующие факторы, причем не в ущерб основной деятельности, а, наоборот, к улучшению её качества.

 

 

ОБИХОД – ПЛАЦДАРМ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ

 

Начало воспитания внимательности можно положить среди каждодневного обихода. Тончайшие силы готовы проявиться в человеке даже в самом сером быту, но их нужно внимательно рассмотреть. Не только какие-то особые проявления, но и малейшие черты обстановки способны проявить особенности духа. Да и сам быт складывается с учётом склада характера людей, поэтому в обиходе можно заметить многие проявления психического мира. Поэтому на этом поле можно найти множество возможностей для проявления и заострения наблюдательности с малых лет:

  • Попросить кого-то или себя перечислить десять окружающих предметов.
  • Попытаться определить род занятий человека по обстановке его жилища;
  • Поставить задание быстро пробежать по незнакомому коридору и вспомнить увиденные предметы.
  • Развивать пространственную ориентацию (ненаблюдательным сложно заметить даже предметы, угрожающие их темени).

 

Также полезны небольшие изменения. Например, поставить предмет в новое место, увеличивая размер, если не заметят. При этом можно отмечать, как от перестановки изменяется окружающая атмосфера, ведь вибрация целого зависит от малейших изменений[11]. Более того, следует замечать изменения атмосферы дома при сохранении всех вещей на своих местах. Возможно, какие-то атмосферные или космические явления вызвали пространственные токи, поэтому обиход может быть лакмусовой бумажкой для многих событий.

Вообще, зоркость должна проявляться во всех направлениях, поэтому без внимательности к обиходу дозорность будет неполной. Еще одним плюсом таких наблюдений станет развитие постоянства, способствующего не только бдительности, но и росту воли и терпения.

 

ДЕЛИМОСТЬ ВНИМАНИЯ

 

Опытный дозорный наблюдает не только в одном направлении, что требует делимости внимания. Примером этого может служить человек, способный петь, играя на музыкальном инструменте. Даже встречаются музыканты, которые одновременно играют на нескольких музыкальных инструментах, т.е. люди могут четко и слаженно выполнять несколько заданий. Конечно, не обязательно быть музыкантом, чтобы использовать музыку для развития внимания. Можно из симфонии избрать и выследить один голос, но можно признавать несколько ладов одновременно.

Чтобы освоить делимость внимания подойдут и другие несложные упражнения – остро замечать происходящее и отвечать на вопросы с разных сторон, писать нескольким адресатам одновременно [12], обсуждать серьезный вопрос во время вождения машины и т.п. Можно применять это качество и на более тонких уровнях мышления: посылать внимание к будущей жизни, дальних мирах и Надземном. Также полезно установить звучание тишины. У молчания много тонких голосов и уследить их ритм значит приблизиться к Тонкому Миру[13]. Кроме слуха, человек может заострять и обонятельные восприятия, и среди них могут доходить запахи Тонкого Мира[14].

 

ИЗОЩРЕНИЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ

 

Однажды Будда предложил ученикам посидеть в молчании, оставив глаза зрячими, и спросил по истечении времени, сколько раз изменилось его положение. Кто-то заметил три изменения, кто-то – десять, а кто-то и вовсе утверждал, что Учитель оставался недвижим. Владыка знания с улыбкой ответил, что семьдесят семь раз изменил положение и складки одежды. И добавил, что люди не станут Архатами, пока не научатся различать действительность[15]. Такие неожиданные вопросы очень полезны для развития наблюдательности, а также описания случившегося. Отличным вспомогательным средством может стать дневник – даже очень спящая внимательность пробуждается от ежедневных записей.

Также, записи помогут зафиксировать проявления психической энергии, которые обычно быстро забываются[16]. Собственно, внимательность предваряет осознание психической энергии, требующей огромного внимания и бережности.

 

Изощряйте, изощряйте сотрудников. Самое опасное для работы человеческой будет застой. Нужно большое сознание, чтобы держать ритм действия. Когда наступает час действия, люди обычно предаются посторонним мыслям и в результате на тигра посылают воробьиную стрелу. Это не только нецелесообразность, но отослание внимания. Человек, лишивший себя внимания, не будет ли ниже животного?

Существо, духовно неподвижное, не будет Архатом. Учитель говорит вам иногда о надобности отдыха, но никогда не сказано, что отдых подобен духовной смерти. Не слышит и не видит тот, кто ограничил себя.

Нам говорят о неподвижных Архатах, но эта неподвижность лишь внешняя. Многие впадают в приятное настроение, когда находят причину неподвижности, ими оправданной. Но призыв действия им портит совершенно сознание. Можно ли таких людей допускать к стихии огня, которая по самой природе своей требует настороженности? Огонь это — scherzo и fuga. Andante может относиться лишь к обгорелым углям. Конечно, разные волны пламени созвучат разным ритмам, но Агни йог не будет лежебоком. (АЙ415)

 

Для обучения тонкой зоркости полезны описания предметов по памяти. Одна из использовавшихся в древности методик состояла в том, чтобы поставить перед учеником какой-то предмет, а через некоторое время неожиданно предложить ему закрыть глаза и описать его видимость[17]. Обычно такое представление требует труда, ведь сразу замечаются лишь очертания, а не характерные особенности, в которых заключается стиль и сущность предмета.

В описаниях ситуаций следует изощряться не только в перечислении их видимости, но в усмотрении внутренней сути случившегося[18]. Нужно замечать реакции людей, изменение отношений и многие другие психологические нюансы, проливающие свет на подоплеку событий. Постепенно из этих ощущений начнет заостряться чувствительность к эмоциям и другим состояниям людей, что приведет к открытию новых горизонтов восприятий.

Также, весьма полезны художества и ремесла. Эти занятия – отличное средство сосредоточения, напрягающие волю и внимание. К тому же, высокое качество рукоделия обновляет воображение, и все эти слагающие вместе соединяются на ступенях огненного достижения[19].

 

ПУТЕШЕСТВИЯ

 

Зоркость в разных направлениях способствует подвижности, которая приучает к скорейшей ориентации в различной обстановке. Нужно помнить синтетическое значение земного существования, после которого человеку придется резко сменить условия бытия, и подвижность позволит сохранить силу сознания при достижении высших сфер Тонкого Мира[20]. Человек, способный быстро сосредоточить внимание на новых и неожиданных обстоятельствах и явлениях, окажется в более выгодном положении при кардинальном изменении обстановки.

Развитию подвижности способствует осваивание новых видов деятельности, освоение новых умений и ремесел. Вдобавок к этому, огромную помощь для развития зоркости подвижности принесут путешествия[21]. Во время странствий человек естественным путем сталкивается с множеством изменений: другая природа, язык,  культура, обычаи и т.п., – отличный оселок для наблюдения и адаптации.

 

Наблюдательность к нравам людей можно развивать и при приближении к людям разных поколений. В древности существовал обычай посылать испытателей так, чтобы они вернулись в исходное место лишь при новом поколении. Так можно наблюсти изменения миросозерцания, обычаев и даже языка, чтобы на свежий глаз оценить продвижение народа[22]. Конечно, проницательный взгляд может усматривать и более тонкие отличия. Следует приближаться к людям разных поколений, чтобы развивать наблюдательность и находить точки соприкасания к разным психическим состояниям.

 

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛЮДЬМИ

 

Обращая внимание на поведение людей, можно бесконечно преуспевать в развитии наблюдательности. Каждый человек – это целый микрокосм с особым строем, постижение которого требует немалого внимания и зоркости. В общении можно ставить перед собой разные задачи:

  • Определить вместимость человека. Что принимается легко, а что менее всего достигает собеседника? Такой анализ способствует бережности в отношениях, чтобы не нагружать чрезмерно неготовое сознание, или не кормить человека не перевариваемой пищей. Как сказано, груз слона раздавит лошадь, и нужно чувствовать способности каждого, но само наблюдение лучше скрыть, чтобы не наживать врагов из числа тех, кто не любит, чтобы о его недостатках было известно другим.
  • Усвоить язык собеседника. Сначала выслушать, чтобы говорить доступно для него, используя любимые выражения и понятия.
  • Замечать малые действия, напитывающие жизнь. По таким сигналам можно лучше всего усмотреть свойство человека, да и большое развивается из малого.

Также следует задумываться об истинных мотивах поступков, и при развитом чувствознании это сразу ощущается:

 

Йог – внимающий. Йог внимает каждому сердечному зову. Йог не отвечает на лукавое любопытство. Йог отвергает злое притворство. Можно понять насколько возвышенны вибрации Йога, чтобы Он мгновенно мог ощутить излучения людей! (Надземное, 954)

 

Конечно, достижение высокой проницательности требует времени, но и среди обихода возможны ее отдельные проявления. Обращая внимание на глаза, тон и движения собеседника можно заметить отражение огня, свойственного истинной природе человека. Искры понимания укажут суть событий, и такое распознавание называется языком Огненного Мира[23].

И среди обычной жизни может проявляться духовная зоркость, т.е. способность замечать различные световые явления[24]. Человек может выделять свет в порыве восхищения, иногда замечают необычный блеск в глазах во время так называемого вдохновения. Это особый свет, идущий изнутри, как и излучения рук человека, пишущего о каком-то возвышенном предмете. И даже наслоения подобных излучений могут ощущаться на рукописях, поэтому оригинальным текстам обладают особым значением[25].

Из непосредственных ощущений ауры предметов произрастает психометрия, т.е. способность касанием ощущать магнетизм вещей[26]. Это качество скорее определяет их сущность и гармонию, позволяя избежать неприятных приобретений.

 

О вещах угрожающих следует помнить. Люди еще готовы придавать некоторое значение терафимам, сделанным с целью воздействия. Но, ведь, многие предметы несут на себе наслоения воздействий. Не мало вещей сделано в час ненависти, утомления, ужаса и отчаяния, они понесут в мир эти посылки. Если же попадут к владельцу, полному тех же астрохимических явленных условий, они начнут действовать по указанию им вложенному. Социологи пытаются улучшить быт рабочих — правильно, но при этом следует возвышать состояние духа творцов. Не все ли равно создают ли они великие или малые вещи? Слюна ядовитая может одинаково их напитать. Для магнетизма естественного не нужно особое чернокнижие. Огонь черный наполняет каждое злобное сердце, так будем очень внимательны к вещам. Можно вспомнить, как Аполлоний никогда не брал в руки незнакомых вещей. Он сперва внимательно оглядывал их, особенно же, если они были старинные. Когда один ученик хотел надеть кольцо на палец, Учитель предупредил не надевать яд. В кольце оказался сокрытым смертельный яд. Аполлоний добавил — «такой яд еще менее смертелен, нежели яд сердца». Не следует принимать изречения Мудрых, как далекие символы. Часто они имеют прямое значение, которое нужно запомнить и применить. Мы не пойдем в лавку за оспенными одеждами, но ведь это будет лишь тысячный вид заразы! Сколько раз твердил, что наслоения мысли гораздо сильнее ядов. Как Огонь наносит патину на сосуды, так же Огонь мысли несмываем, когда напитывает поверхность предмета. Среди очистителей полезен эвкалипт, содержащий много Огня. Каждый живой Огонь так же полезен. Около костров много заразы было уничтожено. (Мир Огненный ч.1, 367)

 

Еще одним преимуществом психометрии станет повышение качества труда. Располагая сотрудников по аурам, можно избежать напряжения в коллективе. Каждый из них может быть по отдельности неплохим человеком, но люди уживаются легче с теми, чьи излучения гармонируют их собственным. Поэтому распределение по аурам позволит сэкономить силы, чтобы трудиться, а не приноравливаться друг к другу[27]. Для этого очень важно основываться на непосредственных ощущениях, а не на суждениях других людей, как, впрочем, и при любом рассмотрении человека в остальных ситуациях, чтобы предубеждение не притупило чуткости восприятий.

Безусловно, открытие истинной сущности человека происходит не одномоментно. Придется испытывать сотрудников и днем, и ночью, в разных состояниях. Особенное внимание заслуживают неожиданные ситуации, когда нет времени на обдумывание действий. Также можно ставить человека в неприятные условия. Как сказано в пословице: «Чтобы узнать человека, толкни его, и выплеснется то, что наполняет его сердце». Однако не стоит делать поспешных выводов из первых наблюдений. Если человеку свойственна преданность и искренность, его слабости лучше рассматривать,  как качества, нуждающиеся в повышенном внимании и развитии

 

ВНИМАНИЕ – ДЕТИ!

 

В зоне особого внимания должны находиться дети. Во-первых, чем раньше разбудить их наблюдательность, тем полнее она проявится в ходе жизни. Во-вторых, дети сами по себе являются лучшей публикой для наблюдений, поскольку в раннем возрасте больше проявляется заложенные качества, а не развитые в текущем воплощении. К тому же, дети более искренни и непосредственны, поэтому работать с ними часто приятнее и проще.

Для начала каждый родитель и воспитатель должен утвердиться в том, что у ребенка есть индивидуальность. Это проявление накоплений души, или тонкого тела. Его качества можно понять, чтобы возвысить и облагородить, но изменить саму сущность не получится.

 

Урусвати знает, что нужно различать человеческие качества природные, иначе говоря, уже зарожденные в прежних жизнях, и качества, воспитанные в нынешней жизни. Рассмотрим некоторые из них. Прежде всего, обратим внимание на природное качество благодарности. Оно складывается не легко и требует многих испытаний, как земных, так и надземных. Но если встретим человека, овладевшего качеством благодарности, будем уверены, что в нем найдем и многие положительные качества. Такой деятель признателен за все добро сделанное, как ему, так и для Общего Блага.

Нужно, чтобы это доброе качество воскресло в сознании без каких-то посторонних воздействий. Одно дело, когда малыш благодарит по требованию старших, но лучше, если в его сознании засияет яркая звезда благодарности; такая благодарность принесет пользу не только получившему, но и пославшему.

Так будем зорко отличать все качества, которые слагают мосты в Надземном Мире. Яркая благодарность за все добро, и за малое, и за большое, не гаснет, и она участвует в тканье духовных крыльев.

Мыслитель говорил: «Будем радоваться, когда замечаем качество благодарности». (Надземное, 787)

 

Особый строй сердца можно заметить, отмечая непонятные отвращения и склонности детей, причем проявления привходящего духа заявляют о себе еще во время беременности. Замечая весь обиход жизни и питание, мать положит первые основы исследования психической энергии ребенка. Конечно, могут быть желания самой матери, но если наблюдения честны, то найдутся и странные вкусы и потребности, отличающиеся от материнских. К тому же, утонченное понимание нужд тела способно облегчить роды, и подобную бережность проявляли древние египтяне, согласовывая режим питания с храмовыми врачами[28].

Принятие во внимание заложенных качеств может немного упростить задачу воспитания, если, конечно, удастся нащупать отправные точки для развития качеств. Но, с одной стороны, задача усложняется тем, что придется учитывать сущность детей, приноравливая обучение и развитие к естественной скорости роста сознания, а она будет индивидуальной у каждого ребенка. Потребуется изменить подход к программе обучения, чтобы распознать быстроидущих и не тормозить их рост, приноравливая уроки под общую для всех систему.

 

Пусть с первого года школы медленный шаг не будет узами для быстрохода. Пусть учитель зорко распознает могущих быстро идти. Не надо хвалить их, но следует расчистить им путь. Следует создать промежуточные курсы, по этим ступеням быстрые могут взбегать. Не скрывайте от них трудностей. Для известного типа сознания каждое подвигоподобное движение есть уже свет и радость. (Община, 207)

 

К тому же, следует опасаться вторжения в карму ребенка. Высшее руководство должно быть незаметным, но в нем присутствует отзывчивость, зоркость и вмещение[29].

 

Не трудны для матери эти наблюдения, нужно только знать, что и зачем наблюдаете. Не говорю о вредном потворстве без оценки. Наблюдение незаметно учитывает способности, оставляя как бы случайные знаки руководства. Можно заметить, как радостно открываются глаза ребенка, когда его движения и восклицания о сокровенном бережно поддержаны. Насмешка самый вредный воспитатель. Чуткость есть степень культуры. Не готовить Агни йогов, но лишь открыть им путь, — космическое явление не терпит насилия. Но где цветок огня готов распуститься, там не мешайте. (Агни-Йога, 457)

 

Конечно, могут быть и ошибочные суждения и оценки, но при известной осторожности лучше ошибаться в действии, нежели тормозить рост сознания, заковывая его в оковы ветхих предрассудков. Такие наросты топят детскую прозорливость и угнетают творчество, вредя развитию, как отдельных духов, так и человечества в целом. Поэтому не следует запрещать детскую импровизацию и, более того, можно самим учиться у своих воспитанников, чья любознательность зорко подмечает окружающее.

 

* * *

Развитие наблюдательности и ее составляющих происходит изнутри. Необходимо учитывать, что человеку свойственно искание, как условие самостоятельного восхождения. Поэтому даже в емких формулах остается некая доля неизвестности, чтобы избежать грубых вмешательств в карму. Тем не менее, для путников оставлены многие знаки и намеки, которые нужно лишь усмотреть. В следующей части о дозорности будут рассмотрены многие явления окружающего мира и микрокосма, наблюдая которые можно сделать важные открытия для роста сознания.

 

© Анатолий Филозоф

 

Продолжение: Развитие наблюдательности (ч.2)

 


[1] Мир Огненный, ч.1, 350.[2] Озарение, 2-I-13.[3] Беспредельность, ч.2, 765.[4] Беспредельность, ч.2, 487-489.[5] Надземное, 521.[6] Надземное, 836.[7] Надземное, 821.[8] О яснослышании также упоминается в Надземном, 216. Также, могут быть тонкие вкусовые и обонятельные ощущения (см.Надземное, 276), поэтому развитие наблюдательности предусматривает утончение всего чувствознания человека.[9] Мир Огненный, ч.3, 148.[10] Агни Йога, 449.[11] Агни-Йога, 651.[12] Надземное, 837[13] Сердце, 327.[14] Мир Огненный, ч.3, 561.[15] Агни-Йога, 551.[16] Агни-Йога, 314.[17] Надземное, 359.[18] Иерархия, 308.[19] Мир Огненный, ч.2, 293.[20] Мир Огненный, ч.1, 100.[21] Агни-Йога, 202.[22] Надземное, 361.[23] Мир Огненный, ч.1, 600.[24] Надземное, 30.[25] Надземное, 429.[26] Агни-Йога, 576; Надземное, 85.[27] Мир Огненный, ч.3, 102.[28] Сердце, 539; Агни-Йога, 552.[29] Агни-Йога, 490.

Категория: Самосовершенствование | Добавил: Agni (28.10.2016)
Просмотров: 584 | Теги: орлиный глаз, зоркость, бдительность, дозорность, наблюдательность, внимание | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Форма входа