Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Одержимость » Самосовершенствование

Развитие наблюдательности (ч.3)

Предыдущая часть: Развитие наблюдательности (ч.2)

 

СМЕЖНЫЕ КАЧЕСТВА

 

Напряжение зоркости также постоянно открывает новые подходы к обстоятельствам, поэтому йогу легко освобождаться от привычек[1], и та же сила способствует развитию многих качеств сознания. Не вдаваясь в их подробный анализ в главе о наблюдательности, следует отметить общие связи, упомянутые в книгах Агни-Йоги, чтобы еще больше углубить понимание роли дозорности.

 

Альтруизм

Напрягать всю зоркость и доброжелательность к человечеству[2].

 

Великодушие

Нужно наблюдать физическое состояние собеседника – что он может воспринять, такое отношение способствует великодушию[3].

 

Бережность

Бережность включает заботливость, внимательность, милосердие, любовь[4]. Общая заботливость сохраняет много сил, особенно когда требуется близость людей с разными вибрациями[5]. А в дни битв и больших напряжений бережность и доброжелательность важна для всех без исключения[6].

При этом внимание к мелочам и соседству не только сохраняет силы, но и предотвращает раздор, крупица которого уничтожает самые разные достижения[7]. Так человек приучается ценить мир, развивая бережность к энергии вообще – щедрый сердцем не будет напрасно махать руками, но найдет лучшее распределение и экономию сил для битвы[8] или противостояния хаосу.

 

 Посвятивший себя курятнику несет последствия яиц. Посвятивший себя части мира колеблется с почвою.

Люди испортили значение слова "Гармония". В это слово внесено нечто клерикальное, фалда хитона, иммортелька несуществовавшей любви и даже вязаный чулок. Лучше без арф заменить это высушенное понятие более энергичным - скажем - "чуткость Сотрудничества". Без нее Община жить не может. Нарушение ее вызывает обиженность; обиженность порождает тупость.

Человек, угнетенный обиженностью, привлекается к одной точке. Становясь неподвижным, человек неминуемо тупеет. Тупость, как ржавчина, поглощает часть основного вещества.

Все вибрирует, волнуется и дышит среди озарений молний.

В дни великих построений не допустите ржавого якоря; ржавчине не выдержать омывающий вихрь! (Озарение, 3-VI-1)

 

Бережность экономит многие силы и поддерживает окружающих, начиная от самых близких и заканчивая служением всему миру. Сознание служения – есть мера зоркости, приучающая к бережности к огню, т.е. к несению сокровища[9]. И поскольку сам человек является частью мира, он направит бережность и на себя. Прежде всего, он проявит бережность к здоровью, ибо утончение аппарата может вызывать боли из-за преобразования центров, а также будут отзываться внешние события[10].

 

Терпение и терпимость

Человек, думающий о пользе миру, проявит терпение к тому, что зажигает чужое сердце, и в этом одновременно будет испытание наблюдательности – зорко отметить, что именно зажигает других[11]. Также, одно из условий развития наблюдательности – терпимость. Без нее нет справедливого суждения о вещах и теряется прозорливость[12].

 

Соизмеримость и целесообразность

Расширенное сознание учитывает многие обстоятельства. Особая зоркость – помочь целесообразно, принимая во внимание и прошлое, и противоречия настоящего (не помочь готовящемуся злу, но не отринуть зов о помощи, найдя нужное средство[13]). При этом зоркость помощи учитывает связь происходящего с окружающим, и иногда действие откладывается, чтобы подождать лучших условий, ведь побочные обстоятельства также принесут кармические следствия.

 

Нужно много условий, чтобы умножить или уменьшить следствия. Так будем на полном дозоре, чтобы добро не несло ущерба. (Надземное, 57)

 

Также, соизмеримость рождает распознавание людей и почитание Иерархии[14].

 

Отсутствие соизмеримости называется психической слепотой Люди иногда пытаются не замечать опустошительного пожара лишь бы доесть обычную похлебку, и, в то же время, ужасаются мухе, влетевшей в окно. Приходится всеми мерами развивать утраченную зоркость, иначе человек впадет в своеобразную дикость. Мыслитель учил: «Познайте действительность, и тем освободитесь от оков рабства». (Надземное, 674)

 

Интуиция и предчувствие

Интуиция – голос сознания, в глубинах которого работа идет беспрерывно. Но сознание – как подземный огонь. Если не двигает человека к развитию, т.е. реализации скрытой мощи, может быть взрыв, поэтому лучше прислушиваться к его голосу. Плюс такая чуткость способствует сохранению равновесия и успехам при получении помощи Иерархии[15].

Интуиция – не нечто привходящее само по себе, она требует и накоплений, и напряжения, чтобы внутренний голос отвечал на созвучные вибрации. При этом интуиция может проявляться в одном, а в других областях безмолвствовать, не стоит насиловать людей к тому, что они в данное время не могут почуять[16].

Интуицию также можно назвать распознаванием, и ее присутствие или отсутствие отвечает, прежде всего, следствиям прошлых трудов и опытов. Человек, познавший многие положения, тем самым утончил суждение свое, и можно быть уверенным, что нераспознающий имел грубое существование и не пытался выйти из него; так он сам лишил себя ценности узнавать сердцем[17].

Качество ощущения подлинности – это особое распознавание, очень необходимое при мгновенности восприятий[18]. Без распознания ближних и далеких зовов сложно овладеть предчувствием, когда одновременно нахлынут волны разных ощущений[19]. Предчувствие и предвидение отвечает особой зоркости и является естественным качеством человека, поэтому их должно изучать, как науку. Но этому мешают представители различных лагерей – с одной стороны суеверы и снотолкователи, а с другой стороны отрицатели с позиций науки, являющиеся, по сути, теми же суеверами[20].

 

Урусвати может назвать Йога — дальнозорким. Сквозь серую завесу быта земного, Йог различает очертания грядущего. Спросят, — почему Мы называем Йога дальнозорким, вместо ясновидящим? — Но Мы хотим видеть Йога человечным.

Нам не нужны факиры, стоящие на голове. Нам не нужны колдуны с ореолом ясновидения, продающие крохи ясновидения за деньги. Мы желаем, чтобы истинный Йог был добрым сеятелем, служителем Общего Блага. Такое настояние нужно запомнить, ибо люди забывают самые простые, насущные советы.

Откуда же черпает Йог такую прозорливость? — Опять из того Высшего Источника и из Мира Надземного. Там, как с вершины горы, можно видеть неизбежные движения человечества; там Йог обостряет свое психическое зрение. Не будем считать такое качество сверхъестественным, наоборот, оно могло бы принадлежать каждому человеку, но люди слишком далеки от высших сфер.

Мыслитель утверждал: «Найдите простейший путь к Высшему Миру и полюбите его». (Надземное, 953)

 

Постоянство

Решит кто-то: «Разве трудна настороженность, или соизмеримость, или подвижность, или преданность? Вот чувствую, могу вместить эти условия, не возьмете ли меня в дальний путь, в Общину?» Но разве этот спешный путник подумал о непременном условии сказанных им качеств? Забыта постоянность. Мелькающие огоньки только на миг вмещают все качества пламени, но тьма поглощает их так же быстро, как жаровня снежинку. Нельзя доверять моменту вмещения; только постоянность, закаленная трудом и препятствиями, дает возможность поверить ценности вмещения.

Истинный музыкант не думает над каждым пальцем, вызывающим звук, только ученик считает годные пальцы. Истинный сотрудник не думает о намеренном применении качеств труда. Музыка сфер сливается с песней преуспеяния труда.

Думайте, как постоянность подобна лестнице огненной. (Община, 153)

 

Для обозримых результатов беспорядочный порыв равен сну, но при сосредоточенности внимательности и постоянстве успех будет[21]. Также, нужно помнить о постоянстве, намереваясь исследовать свою психическую энергию – такие наблюдения отличает то, что она работает непрерывно[22].

Неустанный дозор – крылья для стремящихся к защите всего Высшего и Прекрасного, он ведет к Красоте. Но без зоркости как распознать, когда нужно стать на дозор? Поэтому стремление должно быть постоянным, чтобы заметить приближение опасности[23].

Постоянное бодрствование – основа торжественного познания, но требуется постоянная связь с волей ведущей, т.е. Иерархией[24].

Постоянная настороженность помогает развить восприимчивость[25].

 

Сила

Облику нынешнего времени соответствует не простак-счастливец из народных сказок, но воин, бодрствующий и предусмотревший[26]. Ведь стояние на дозоре не для наблюдений, но для битвы[27], причем человеку, который чует Тонкий Мир, нужно и от грубых земных нападений защищаться[28].

Зоркость не может быть легкой, когда от тигра до фохата надо воспринять множество энергий[29].

 

Мужество

В мгновение вдохновения человек находится уже в сверхземном состоянии, чувствуя ощущения, которые соучаствуют с высшими – такое состояние делает человека ясновидящим и яснослышащим. Но должно распознать эти свои природные свойства...

Чувство настороженности утончает организм, но нужно испытать и напряжение, которое бывает пред огненными вратами, только тогда человек становится мужественным. Мудрость мужественна, ибо она основана на испытании... Мыслитель предлагал испытывать свое мужество при каждом обычном явлении. Он говорил: «Кто умеет отважно решать домашние заботы, тот не убоится и самого поражающего нападения». (Надземное, 516)

 

Осторожность

Осторожность есть усиление действия, зоркости и мужества[30]. Для осторожности необходима наблюдательность, и сама осторожность относится не только к себе, но ко всему окружающему[31].

 

Боязнь и мнительность – свойства, относящиеся к невежеству, тогда как бдительность и осторожность принадлежат к озарению. Осторожный взвесит все причины из мужественной решимости, помня о Высшем. По счастью, качества неисчерпаемы, и в дни особых напряжений уявляется высшая бдительность (Надземное, 513)

 

Самая заботливая подробность будет лучшим ключом к заботливому подвигу, и к восхождению. Никто не скажет: «Учитель, я в восхищении разбил себе нос»[32]. Также, дозорность учит рассматривать мир таким, каким он есть в действительности, как это описано в одной из притч о Будде.

 

На корабле плыл продавец обезьян. На досуге он научил их подражать морякам, как те распускали паруса. Но поднялась буря, моряки бросились убирать снасти. Обезьяны же, зная лишь, как распускать, шли следом и натягивали снасти. Корабль погиб, ибо Учитель предвидел лишь ясную погоду. Так сказал Будда - Обновитель Лотоса жизни. (Озарение, 2-VII-5)

 

Бдительный воин также усмотрит каждый намек на предательство во всех его видах[33] и будет готов усилить дозор после успешного отражения первого удара[34], ведь нападения часто бывают двойными и тройными.

 

Самообладание, спокойствие, равновесие

Самообладание – быть на постоянном дозоре, неусыпно, когда напряжение лишь возрастает[35].

Спокойствие внутреннее соединяется с зоркостью и дозором, это не противоречие, а созвучие качеств[36]. Человек сохраняет равновесие в периоды потрясений, если направляет волю на это, будучи на дозоре[37].

Спокойствие и бодрствование сознания исключит сонное блуждание между жизнями, превращая их в одну целую и непрерывную цепь[38].

 

Самоусыпление противоположно «орлиному глазу» Йога. Такое ярое неусыпное качество Йог вырабатывает в себе долгим размышлением. Йог стремится к подвижности и четкости мысли. Йог познал, что для преуспеяния он должен бодрствовать. Такое бодрствование происходит и во время сна. Оно будет, как преддверие в Мир Надземный. Йог живет не только для себя, но и для всего окружающего. Йог может перейти в тонкое состояние в полном сознании.  (Надземное, 896)

 

Спокойствие отличается от равнодушия, последнее сонно, мертвенно, тогда как спокойный путник зорко устремляется в Беспредельность[39].

 

Самостоятельность

Самостоятельность заключений – свобода воли и тока психической энергии. Нужно самостоятельно присматриваться[40]. Только искание развивает самодеятельность восхождения[41].

Знаки тонкого мира – как намеки, подобно тому, как используются притчи, как средства косвенного указания, чтобы не вторгаться в свободу воли и не нарушать карму. И чем сильнее зоркость и находчивость, тем легче толковать их[42].

 

Инстинкт самосохранения

Многолюдство городов и наука, отрицающая духовное, выедают ценные стороны человеческого сознания. Инстинкт самосохранения должен быть развиваем не только для земных, телесных явлений, но особенно для возвышения психической чуткости[43].

 

Синтез и вмещение

Расширение сознания требует вмещения. Многое важное происходит неявно, ибо не вмещается в сознании[44]. Также, зоркость и наблюдательность – компоненты для синтеза[45].

 

Устремленность

Как напрячь устремление? Где корни и условия его? О качестве труда и действия вы слышали. Условия таковы: полная перегруженность и осознание небезопасности жизни. Перегруженность поставит тело в направлении напряжения. Осознание опасности каждого часа жизни даст чуткость и знание бесповоротности. … Нужно сжиться на краю пропасти, при полном сознании глубины окружающей, и уметь не бояться действовать в перегружении. Так опытные носильщики идут в гору под тяжестью с песнями. Эта песнь, омытая трудом, не потревожит пространство. (О180)

 

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

 

Наблюдать за собой нужно, но не следует делать себя центром Вселенной. Также нужно не огорчаться, когда из сотни опытов лишь один удастся – каждая неудача научает удаче. Нельзя терять дней, но и печалиться о них не нужно. Всегда и во всем можно находить преуспеяние,  только в таких трудах заключается укрепление воли[46].

Кроме неудач, среди наблюдений  могут всплыть и такие качества, которых впору стыдиться. И такая находка будет, именно, большой удачей. Чтобы в сознании не было диссонанса, нужно освобождаться от мелких вредных привычек, и нужен зоркий глаз, чтобы хотя бы наблюсти их. Также, сокрытые привычки часто служат ключом к самому главному перерождению, о чем красиво говорится в старинной китайской пословице: «Умей поймать за хвост самого маленького черта, и он укажет, где его наибольший»[47]. Чтобы повысить шансы на успех, следует освободить наблюдательность от ее противоположности и врагов, о которых следует так же вкратце упомянуть, как это было сделано выше о смежных качествах.

 

Самость

Имеющие входы сознания закрытыми затворяют душу, и часто вместо предупреждений о границах возможного слышат лишь голос самости[48].

 

Неумение

Нужно различать трудности от неумения. Трудности связаны с высоким путем, но неумение навязано явлением незоркости[49].

 

Суеверия и предрассудки

Люди часто затуманивают зоркость суевериями и предрассудками, и вместо наблюдательности получается какая-то сверхмайя[50]. Подобным образом действует предубеждение – вход несправедливости и невежества. Этот червь живет в одном доме с сомнением, и нужна вся зоркость, чтобы его распознать[51].

Суеверие и предрассудки необразованных людей – следствия невежества, но невнимательность к тонким проявлениям будет таким же невежеством со стороны ученых[52]. Когда суеверие и  ханжество затуманивает сознание невежественными предпосылками, тогда люди закрывают глаза и уши на самые явные проявления Тонкого Мира, так затуманивается самый острый глаз[53].

 

Отрицание

Отрицание суживает кругозор само-запретом, препятствуя многим достижениям для человека.  Один мыслитель советовал: «Осмотри твои затворы, умеешь ли открыть их?[54]»

 

Упрямство

Упрямство противится многим полезным решениям, приходится тратить лишнюю энергию там, где зоркость позволит связать личные события с мировыми, чтобы не начиналась борьба свободы воли[55].

 

Небрежность

Небрежность – серая змея, которой нужно противопоставить явление зоркости и внимательности[56].

Особенно часто она проявляется в пренебрежение к мелочам. Но ведь можно пропустить важное зерно, из которого вырастает многое достойное. К тому же, космически важное может быть физически малым[57].

Одурманивание хаосом ослепляет только тогда, когда свободная воля не противостоит на дозоре, потому человек ответственен за последствия собственной небрежности[58].

 

Подозрительность

Дозорный зорок, но не подозрителен, мужество ищет причину, но не подозревает[59].

Зоркость пряма, подозрительность крива[60].

 

Страх и смущение

Нельзя жить вне опасностей, но прекрасно сделать из опасностей ковер подвига... Бережливость к силам не должна быть смешиваема со страхом и смущением. Мы бдительны и осторожны для лучшего выполнения поручения... Мысль об опасности поражает многие наши центры и беспорядочно поедает ценную энергию. Мысль об опасности отражается даже на качестве пульса, но желание лучше исполнить поручение укрепляет сердце. Итак, будем действовать, как полезнее. (Мир Огненный, ч. 2, 190)

 

Смущение, страх и сомнение – отличны. Смущение есть затемнение чувств, которые должны быть ясными и настороженными. При раздумьи не нужно впадать в смущение, но сурово сопоставить истину с предложенными соображениями[61].

 

Урусвати знает, что наука установила присутствие яда в человеческом организме, порожденного гневом и раздражением. Также наука опознает яд, происходящий от страха и сомнения. Сомнение есть разновидность страха и разлагает организм. Нужно запомнить, что сомневающийся вредит не только себе, но и силам благоприятным. Само излучение такого человека не может воспринять посылаемые ему энергии. Такой человек не может касаться Тонкого Мира. Он не может воспринять реальность тонких воздействий. Он находится как бы в постоянном отрицании и разрушает свое творчество.

Нужно отличать мертвое сомнение от чуткого распознавания. Человек должен разумно помышлять о происходящем, для этого человеку дано чувствознание. Оно охраняет его от ошибок. Оно может быть развиваемо и спасет от ехидны сомнения.

Не может человек, наполненный ядом сомнения, отвечать тонким энергиям; не может существо зараженное устремиться к полетам, к высшим надземным областям. Здоровье телесное не спасет человека, он нуждается в здоровье духа.

Мыслитель говорил: «Сомневающийся подобен убегающему робкому воину».  (Надземное, 761)

 

Рассеянность

Рассеянность не может быть оправданием, ибо человек рассеянный – человек невменяемый[62].

 

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАЗВИТИЮ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ

 

Состояние полной дозорности – это особая чуткость, не отягощающая, т.к. она естественна для деятеля. Наоборот, трудно без нее. Каждый, развивший в себе чуткость, может преуспевать стократно[63].

 

Невозможно пресытиться знанием, неисчислимы подъемы творчества. В этой бесконечности лежит стимул вечной работы. Работающий может насыщаться, и дозор для него только радость сознательного бодрствования. (Община, 224)

 

Учитывая огромную роль внимательности, можно вводить в школах уроки или хотя бы часы наблюдательности и развития мышления. Зорким деятелям нового поколения будет легче изменять мир к лучшему, ведь привитые в детстве качества проявляются в жизни более естественно.  К тому же, зоркий страж на защиту добра тем привлекает новые силы для себя[64], т.е. приобщает к своей деятельности потоки эволюционных энергий, направленных на развитие человечества, заодно укрепляя свою связь с Иерархией. Также, чуткость восприятия упрощает многие задачи Магнита – не нужно преодолевать инертность[65], и, вдобавок, зарождается созидающая сила ответной вибрации[66].

Далее, если зоркость начнет проявляться на всем, люди смогут понять, что назрело среди битв и страданий. Ведь некоторые несчастья – это искупление, и точность весов кармы поражает. Но главное – накопление опыта, накопление Чаши сердца, которое недаром называли «оправдатель»[67].

 

Урусвати знает радость о Вселенской Справедливости. Многоразличны наименования этого закона у всех народов. Каждый по-своему называл — Карма, Мойра, Фатум, Кисмет, так люди понимали рок. Одни чуяли его радостно, другие мрачно, но никто не отрицал существование закона, который проявлялся во всем Космосе. Разумность такого двигателя указывает на стройность Мироздания.

Отдельные верования пытались уничтожить глубокий смысл Космической Справедливости, но сами они впадали в горшее заблуждение. Можно наблюдать, как теряли значение восставшие против истины, в то же время можно видеть, как преуспевали те, кто уважал проявление космического закона.

Просмотрим историю народов и отдельных деятелей, и убедимся, что закон Вселенской Справедливости прекрасен. Не будем останавливаться на указаниях о мщении, ибо закон не знает такого насилия. Наоборот, целесообразность истекает от кармы и сияет на весах равновесия. Опять снимем повязку с глаз Фемиды. Справедливость должна быть зрячей и дальнозоркой.

Не будем ужасаться космическим событиям, но примем их достойно, как действия великого закона. При внимательном отношении убедимся, что следствия имели свои причины.

Мыслитель убеждал сограждан смотреть пристально, чтобы уметь найти причины происходящего. (Надземное, 522)

 

Итак, заручившись зоркостью и опираясь на сердце, человек сможет проинспектировать состояние окружающего мира и микрокосма, чтобы приложить все свои силы на их улучшение. Собственно, волны внимания к внутренним силам человечества указывают на особые периоды развития[68], например, благоприятные космические условия или сроки эволюционных сдвигов. Пусть же наблюдательность поможет людям выполнить все задачи развития, максимально раскрывая при этом свой внутренний потенциал за счет использования волн эволюционных энергий для скорейших достижений.

Но если общепланетарные задачи еще нужно усмотреть самостоятельно, то в развитии качеств можно ориентироваться на советы, собранные из лучшего опыта человечества на стезе духовного роста. Конечно, примеры подвижников прошлого показывают, что этот путь не из легких. Чтобы идти по нему, понадобится немалое мужество, и именно эта грань духа будет рассмотрена в следующей части исследования качеств человека.

...Продолжение - Мужество (ч.1)

 

© Анатолий Филозоф

 

прогулка по небу

 


[1] Агни-Йога, 198.[2] Братство, 211.[3] Мир Огненный, ч.1, 655.[4] Братство, 136.[5] Надземное, 5.[6] Мир Огненный, ч.1, 72.[7] Братство, 242.[8] Сердце 101.[9] Агни-Йога 452.[10] Агни-Йога, 201.[11] Сердце, 212.[12] Братство, 409.[13] Надземное, 34.[14] Надземное, 47.[15] Надземное, 597.[16] Надземное, 507.[17] Сердце, 579.[18] Надземное, 54.[19] Братство, 48.[20] Надземное, 936.[21] Мир Огненный, ч.1, 281.[22] Агни-Йога, 577.[23] Надземное, 785.[24] Мир Огненный, ч.1, 196.[25] Братство, 48.[26] Агни-Йога, 132.[27] Надземное, 78.[28] Сердце, 269.[29] Сердце, 291.[30] Мир Огненный, ч.2, 450.[31] Надземное, 302.[32] Сердце, 223.[33] Агни-Йога, 129.[34] Мир Огненный, ч.2, 169.[35] Надземное, 238.[36] Надземное, 640.[37] Надземное, 217.[38] Агни-Йога, 130.[39] Надземное, 800.[40] Агни-Йога, 378.[41] Беспредельность, ч.2, 558.[42] Мир Огненный, ч.2, 178.[43] Надземное, 887.[44] Надземное, 228.[45] Агни-Йога, 501.[46] Надземное, 577.[47] Надземное, 370.[48] Надземное, 409.[49] Агни-Йога, 312.[50] Надземное, 720.[51] Братство, 342.[52] Надземное, 757.[53] Надземное, 357.[54] Надземное, 854.[55] Надземное, 249.[56] Сердце, 57.[57] Сердце, 177.[58] Надземное, 342.[59] Мир Огненный, ч.1, 257.[60] Братство, 206.[61] Надземное, 508.[62] Братство, 330.[63] Надземное, 543.[64] Сердце, 205.[65] Беспредельность, ч.2, 487-489.[66] Беспредельность, ч.2, 522-523.[67] Сердце, 202.[68] Братство, 559.

Категория: Самосовершенствование | Добавил: Agni (06.11.2016)
Просмотров: 163 | Теги: Проницательность, зоркость, бдительноссть, орлиный глаз, дозорность, наблюдательность, внимательность, самосовершенствование | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Форма входа